5 января 2023 года в публикации «Мифы Берика Асылова» мы дали свою оценку политическому мифу, вброшенному в информационное пространство генеральным прокурором РК. Тому самому мифу, что сейчас, буквально на наших глазах, укладывается в политический фундамент так называемого «Нового Казахстана», то есть токаевской модели авторитарной политической системы и «суперпрезидентской» вертикали.
Однако в силу своего служебного положения Асылов был серьезно ограничен в словах и эмоциях, поэтому миф получился в его изложении суховатым и неэмоциональным. И эту проблему в настоящее время активно решают государственная и провластная пропагандистские «машины», в том числе говоря то, чего не мог себе позволить озвучить генеральный прокурор РК.
Одним из заметных элементов вышеупомянутых машин еще со времен, когда Рахат Алиев был во власти и этой властью активно злоупотреблял в интересах своего тестя и себя, является политолог Данияр Ашимбаев (см. официальный вариант его биографии).
Вчера, 10 января 2023 года, на площадке ИА «Туран пресс» господин Ашимбаев изложил свою версию мифа об январской трагедии прошлого года, причем вполне доходчиво.
Позволим себе процитировать его материал под названием «О «мирных митингах» и «газовых протестах», поскольку он весьма интересен с точки зрения развития внутриполитических процессов в Казахстане (выделения наши):
«Освещение годовщины январских событий показало, что наличие «мирных митингов» признается и властью, и оппозицией. Для власти это важно, чтобы не обидеть политическую поляну, а заодно как фактор недовольства обществом, на которые были даны соответствующие ответы. Оппозиция (в широком понимании этого слова) и ее западные спонсоры заинтересована в этом для дискредитации политической системы. При этом критично многие блогеры, эксперты и общественники указывают, что, во-первых, январские события – это стихийный общественный протест против политических и социально-экономических последствий политики первого президента («Шал, кет»), а во-вторых, активно пишут о том, что сам первый президент все и организовал. Логика, как видим, отсутствует. Сильно сомневаюсь, чтобы Назарбаев стал бы что-то организовывать против самого себя. И в эту модель совершенно не вписывается тот факт, что буквально накануне Назарбаев анонсировал передачу правящей партии «Нур Отан» Токаеву.
Другое дело – Масимов, под которым сильно шаталось кресло. Напомню, что в 2021 г. последовательно были сменены практически все силовики: Касымов, Шпекбаев, Ермекбаев. Глава МВД Тургумбаев и генпрокурор Нурдаулетов явно ориентировались в своей работе на Ак Орду.
Было очевидно, что после АНК и партии на очереди будет СБ, а значит, смена главы КНБ, который тщательно избегал встреч с президентом, явно была не за горами.
Нужно понимать и то, что Масимов тесно связан с крупным англо-американским бизнесом и политическим истеблишментом, который весьма заинтересован в том, чтобы Казахстан перешел из «евразийского лагеря» в национал-либеральный».
«Заявления и действия президента Токаева, смещение и арест Масимова и Садыкулова, возврат КНБ под контроль президента (6 января), переброска миротворческого контингента ОДКБ, прежде всего России (7 января) переломили ход событий, привели к срыву переворота, бегству ряда организаторов и координаторов за границу, разгону бандитов, поражению боевиков, отмене следующего этапа и восстановлению конституционного порядка в стране.
Нужно отметить, что ситуация во многом прошла по грани. Если в столице ее удалось удержать под контролем и рассеять штурмовую колонну, то Алматы и ряд других городов практически перешли под контроль боевиков. Китайская помощь могла спровоцировать еще большие беспорядки. В турецком варианте помощи был вопрос выбора стороны. Оставалась дружественная и союзная Россия, всегда готовая прийти на помощь, но в политически «мягком» формате ОДКБ. При том наиболее боеспособные части, как известно, концентрировались с декабря на границе с Украиной в преддверии военного конфликта. Тут надо напомнить, что нарастание противостояния России и Запада шло весь позапрошлый год, киевский режим активно накачивали оружием, а на март 2022 г. было намечено украинское наступление на Донбасс. Декабрьский ультиматум Лаврова о взаимных гарантиях безопасности в Евразии четко обозначил позиции Москвы, но «западные партнеры» его отвергли.
В преддверии уже неизбежной войны на Украине «вдруг» происходят январские события в Казахстане, которые могли бы дестабилизировать всю Центральную Азию, и без того охваченную сетью конфликтов (усугубленных августовским бегством США из Афганистана и возвращением к власти талибов), а заодно спровоцировать рост напряженности в СУАР КНР (также не самую любимую в Вашингтоне страну). С учетом вашингтонских и лондонских связей тогдашнего председателя КНБ несложно предположить, что действовал он не только в собственных интересах.
Это объясняет и то, что казахстанские власти не могут полностью раскрыть детали заговора, поскольку это сразу втянет страну в глобальный конфликт. Такая же информационная «неловкость» связана была и с некоторыми судебными приговорами по шпионажу и попытке покушения на главу государства…».
Нетрудно заметить, что версия мифа от Данияра Ашимбаева отличается от официальной версии мифа в изложении генерального прокурора РК несколькими существенными деталями:
- во-первых, прямо отрицается причастность первого президента РК к организации январских событий и преступным «замыслам» бывшего председателя КНБ РК;
- во-вторых, также прямо утверждается, что Карим Масимов действовал в интересах Вашингтона и Лондона, то есть США и Великобритании;
- в-третьих, высказывается предположение, что январские события 2022 года были спровоцированы и организованы Каримом Масимовым, чтобы дестабилизировать Казахстан и Центральную Азию в целом в преддверие вторжения России в Украину, причем с целью ослабить Россию.
Что касается первого расхождения, то оно вполне объяснимо тем, что политолог много лет верно и преданно служил авторитарному политическому режиму и «суперпрезидентской» вертикали во главе с Нурсултаном Назарбаевым.
В свое время закрытый в 2016 году портал «Республика» посвятил этой теме множество публикаций, в частности рассказал на основе «утекшей» электронной переписки Ашимбаева с сотрудниками КНБ РК, как они взаимовыгодно сотрудничали в борьбе с гражданским обществом и демократической оппозицией.
А вот два других расхождения, по нашему мнению, могут объясняться только тем, что Ашимбаев поддерживает пророссийский и одновременно антизападный курс некоторых очень влиятельных казахстанских госдеятелей, и при этом не ограничен в высказываниях, как генпрокурор РК.
Ну а тот факт, что версия о причастности США и Великобритании к преступным действиям бывшего председателя КНБ РК в январе 2022 года свободно вбрасывается во внутриполитическое пространство страны (причем не только Ашимбаевым), а соответствующие госорганы никак на нее не реагируют, свидетельствует о том, что она вполне устраивает Акорду, Токаева и Карина.
Причины, по которым устраивает, понятны – в нынешних сложных геополитических условиях двуличное политическое руководство Казахстана вынуждено играть двойную игру, поворачиваясь к коллективному Западу и России тем лицом, которое тем по нраву.
Однако в результате подобных действий акординских пропагандистов коллективный Запад проигрывает в Казахстане информационное противостояние с Россией, поскольку версия мифа от того же Данияра Ашимбаева, на наш взгляд, куда более «съедобна» для казахстанского обывателя, живущего в обществе, которое в силу многих и многих причин сильно архаизировалось и в котором по-прежнему проявляются характерные черты советского менталитета.
К тому же, куда проще признать, что январские события 2022 года организованы Каримом Масимовым в интересах США и Великобритании, чем доказывать, что казахстанцы вышли на улицы, чтобы протестовать против власти. Тем более что генпрокурор РК подтверждает, что экс-председатель КНБ РК совершил госизмену, а значит действовал в интересах какого-то чужого государства.
ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!
Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или на номер карты 4400 4302 1819 1887. И есть еще несколько способов – на этой странице.