«Клан Назарбаева будет скоро владеть всего лишь небольшим бизнесом по сравнению с тем, что перейдет к клану Токаева, — считает бывший глава Комитета национальной безопасности Альнур Мусаев. В интервью «Республике» он рассказал, как родственники Токаева перехватывают активы родственников первого президента, а также ответил на вопросы редакции о Кариме Масимове и перспективах отношений Акорды и Кремля.
В конце декабря прошлого года автор многочисленных исследований в основном исторической направленности (в общей сложности из-под его пера вышли более ста книг) Леонид Млечин презентовал новую книгу. Называется она «Трагический январь. Президент Токаев и извлечение уроков».
Это вторая книга о казахстанской политике, написанная автором, Первая, с весьма характерным названием: «Назарбаев. Между медведем и драконом», была опубликована в 2015 году.
Сочетание имени автора, известного еще с советских времен (первые книги Млечин опубликовал еще в начале 1980-х годов), а также названия, отражающего пресловутую «многовекторность — любимого политического конька первого президента Казахстана, безошибочно выдавало заказчиков первого издания.
На этот раз заказчик явно другой. Судя по цитатам из книги, опубликованным в национальных СМИ, главным лейтмотивом стало разоблачение попытки возвращения Назарбаева к власти, но главным героем (точнее сказать, «антигероем») стал Карим Масимов, который то ли прятался за спиной Назарбаева, то ли, наоборот, использовал последнего для собственного восхождения на политический Олимп.
Особенностью опубликованной в России книги, стало упоминание темы сотрудничества Карима Масимова с КГБ СССР, оформленным еще в студенческие годы. В свое время об этом писал Рахат Алиев, которому удалось завладеть оперативным делом Масимова, хранившемся в архивах КНБ, и даже опубликовать его.
Рахат Алиев погиб в 2015 году, но есть еще один человек, который, безусловно, в курсе всей подноготной этой истории. Речь идет о человеке, который не просто работал оперативником КГБ, но и стоял у истоков национальной спецслужбы, закончив ее на посту председателя КНБ — Альнуре Мусаеве.
Прекрасно отдавая себе отчет в том, что генерал, даже будучи обвиненным на Родине в политическом заговоре, вряд ли будет слишком откровенен в своих рассказах, мы тем не менее обратились к нему за комментариями. Тем более что нас интересовала не только оценка личности и действий Карима Масимова, но и той роли, которую может сыграть в истории Казахстана ее второй президент — Касым-Жомарт Токаев.
«РЕСПУБЛИКА»: Уважаемый Альнур Альжапарович, можете ли прокомментировать сам факт сотрудничества Масимова с КГБ СССР и как это сказалось на его профессиональной карьере?
А.М: — Масимов, по-моему, чистый бизнесмен. Но если углубляться в историю, то, конечно, произошла первоначально его вербовка органами КГБ. Впоследствии, учитывая его в общем-то достаточно высокие интеллектуальные способности и уровень образования, было принято решение взять его в штат. То есть он стал именно штатным сотрудником, и есть его личное дело как сотрудника КГБ СССР.
Это что касается истории вопроса.
Но Масимов не был увлечен особо всей этой шпионской романтикой, окружающей образ разведчика, и стремился, в общем-то, реализовываться в куда более прозаической сфере — экономике, народном хозяйстве…. Это была понятная и интересующая его область интересов. Тем более что именно в это время произошел развал Советского Союза, который позволил с головой в эту сферу погрузиться.
Масимов по собственной инициативе уволился из органов КГБ и занялся бизнесом. Насколько я помню, бизнес у него был связан с Китаем, так как он изучал китайский язык, что, в свою очередь, было связано с его этнической принадлежностью.
Сам факт его увольнения из КГБ говорит о том, что он уже тогда был сторонником не советского, а западного строя. И это наложило отпечаток на его дальнейшую судьбу.
Он очень эффективно занимался бизнесом в первоначальный период становления казахского государства, попал в поле зрения Назарбаева как молодой энергичный бизнесмен. Знание психологии межличностных отношений (а знание этой психологии сильная сторона любого оперативного сотрудника КГБ) помогло ему выстроить прекрасные отношения с Назарбаевым, а также с его приближенными — Абыкаевым и другими людьми, от которых зависело проникновение, так скажем, в высшие сферы руководства Казахстана.
Считаю, что он как опытный экономист прекрасно реализовал себя на должности премьер-министра страны. Конечно, с учетом того, что основной тренд всего того, что происходило в 90-е годы, это, конечно, обогащение — личное, прежде всего, обогащение. И там он заработал большие деньги.
— Можно ли говорить о том, что со временем у Масимова сформировалась собственная политическая позиция, которая и проявилась, по одной из версий его обвинителей, в январских событиях 2022 года? Или он всегда следовал общим политическим указаниям своего главного патрона?
— Нет, никакой собственной инициативы или участия, тем более организации каких-то политических изменений в стране, у Масимова никогда не было. Это абсолютно не его стиль. Тем более с учетом того, что он построил с Назарбаевым очень такие доверительные, хорошие, дружеские, можно даже сказать, отношения.
Он был предан Назарбаеву и хотел оставаться преданным ему в период вот этого двоевластия. А когда баланс сил начал меняться в пользу нынешнего президента, он все-таки выбрал Назарбаева. И старался январскую ситуацию, конечно, использовать в интересах Нурсултана Назарбаева, что его и подвело.
Больше информации и инсайда в нашем телеграм-канале. ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ!
— Вы верите в силу нынешнего президента Токаева и в то, что он сможет выстроить свою вертикаль, расставив на ключевые посты своих родственников?
— Я уверен в том, что в январе 2022 года Токаев стал реальным единоличным главой Казахстана. Это произошло, может быть, даже не по его воле, а вследствие сложившейся в январе ситуации, под влиянием России и при поддержке Путина. Токаев сумел использовать эту поддержку, приняв решение ввести войска ОДКБ. А указ о расстреле протестующих без предупреждения превратил нынешнего президента в достаточно жесткого руководителя.
Январские события стали стартом преобразования Токаева в реального главу государства. За этим стартом последовали дальнейшие действия, которые привели к укреплению механизма личной власти. Тем более что методы такой трансформации хорошо известны по истории формирования механизмов личной власти самого Назарбаева. Токаев их сейчас, по сути, просто вслед за ним повторяет.
Назарбаевщина никуда не делась, она осталась стране. Поменялась лишь личность, которая реализует эту назарбаевщину в Казахстане.
Все эти методы псевдодемократии — обещание народу всяческих благ, жесткое подавление инакомыслия, передача собственности своим племянникам, сыну, сыновьям близких друзей — все это один в один похоже на то, что делал президент Назарбаев в период своего правления.
— У Токаева тоже есть свой клан, мощное родственное ядро?
— Конечно, есть. Прежде всего это его зять, муж младшей сестры, Темиртай Избастин, который еще недавно занимал дипломатические посты, а теперь становится значимым игроком в бизнесе. Он заберет все то, что принадлежало Тимуру Кулибаеву в Румынии и Болгарии. Там есть огромная сеть АЗС, завод по переработке нефтепродуктов. Все это уже сегодня уходит в его личные руки.
Сыновья Избастина (племянники Токаева) уже сегодня забирают энергетику Восточного Казахстана. Всю. Это серьезнейший блок, который в общем-то будет принадлежать уже новым хозяева.
Племянники примкнули к сыну Токаева, образовав вполне серьезную группу влияния, которая занимается перетягиванием в семью важных кусков экономики Казахстана, забирая их от других участников, прежде всего у Кулибаева, Дариги и других близких родственников Назарбаева. То, что изымается из собственности клана Назарбаева за рубежом и внутри страны, все будет делиться в этом достаточно узком кругу.
Есть еще родственники Мурата Нуртлеу, руководителя Администрации Токаева, которые активно занимаются процессом возвращения капиталов в страну. Эти возвращенные активы распределяются между близкими людьми Токаева и его родственниками.
В общем, происходит все то же самое, что происходило с Назарбаевым. Можно уверенно говорить о том, что этот процесс завершится в 2023 году. Клан Назарбаева будет скоро владеть небольшим бизнесом по сравнению с тем, что перейдет к клану Токаева.
— Будет ли зачистка военных?
— Токаев, в принципе, уже подобрал и расставил верных себе людей в силовом блоке – это председатель КНБ, министр обороны и министр внутренних дел. Они сегодня очень четко подчиняется ему. Другое дело, что они ориентируются на Россию. Чувствуя поддержку Токаева, оказываемую Путиным, весь силовой блок смотрит в сторону России. Я уверен, что и председатель КНБ, и министр обороны полностью на стороне Российской Федерации. И это, конечно, проблемный вопрос для Казахстана, с моей точки зрения.
Вспомните, к примеру, выдачу сотрудника службы государственной охраны из Новосибирска (сотрудника Федеральной службы охраны из Новосибирска Михаила Жилина, сбежавшего в сентябре в Казахстан, экстрадировали обратно в Россию – Ред.) Он четко показывает армейцам и спецслужбам, кого надо поддерживать.
Тесное взаимодействие, постоянное общение. Ведь выдача сотрудника из Новосибирска — это политическое, не юридическое решение. То есть казахские силовики смотрят на российские силовые структуры, как на тех, кто будет их поддерживать. И они обязаны в свою очередь поддерживать российские силовые структуры.
— В своем прогнозе на нынешний год, опубликованном* в соцсетях, вы не исключали сценарий того, что окружение Назарбаева, в том числе военно-политическое, убежит в Россию. Насколько вероятен такой вариант развития событий?
— Базовый сценарий — Токаев сохранит свои позиции. По другому события начнут разворачиваться в том случае, если в России произойдет захват власти радикальными военизированными силами. К ним примкнут те люди, которые сегодня борются за власть в Казахстане.
В то же время нельзя сбрасывать с повестки прогноз того же Гиркина (Стрелкова) о том, что в 2023 году начнется конфликт между Россией и Казахстаном. Думаю, что в случае возникновения такого конфликта, элита, которая сегодня придерживается пророссийской позиции, за Казахстан воевать не сможет, ей придется иммигрировать в Россию.
*ЧТО ОЖИДАЕТ КАЗАХСТАН В 2023 ГОДУ
.
— Произойдет рост доходов за счет продажи энергоресурсов. Будет найден способ обхода поставок казахской нефти в обход России.
.
— Президент в общих чертах выполнит обещание не назначать родственников и друзей на высокие государственные должности. Но будет назначать их детей в самые богатые госхолдинги, банки и корпорации. Не делать таких назначений и передавать в их управление госсобственность он не обещал.
.
— Сын, зять, 2 племянника и племянница, а также дети близких друзей Президента Токаева станут самыми богатыми людьми Казахстана. При этом будут уклонятся от попадания в список Форбс. Дети, зятья и племянники Нурсултана Назарбаева покажутся казахам в 2023 году, по сравнению с токаевской родней, группой из МСБ. Произойдет это из-за неспособности Токаева умерить аппетиты своей родни.
.
— В России на фоне поражения в войне в Украине, власть захватит криминальная Хунта во главе с Евгением Пригожиным. Хунта начнет мобилизовывать Z-электорат россиян и казахстанцев на агрессию против Казахстана. Но наши ұлтшылдар, патриоты дадут достойный отпор агрессору. Несмотря на позицию Токаева, будут уволены пропутинские казахские генералы из вооруженных сил и КНБ. Сын, зять и племянники президента убегут в Россию.
.
— Казахстан выйдет из ЕАЭС и ОДКБ
.
— Несмотря на то, что Президент Эрдоган может потерять должность, Турция, Узбекистан, Кыргызстан и Азербайджан будут укреплять Тюркский союз и к концу 2023 года создадут Армию Туран. Эта Армия предотвратит прямую агрессию Хунты РФ против Казахстана. А также поддержит стремление к независимости башкиров, татар, других тюркских и мусульманских народов России.
.
Есть надежда, что исправить негативные стороны этого прогноза и усилить его положительные стороны сможет Президент Касымжомарт Токаев. У него в 2023 году сохранится вся полнота власти. Посмотрим.
Пост Альнура Мусаева в Facebook от 10 декабря 2022 года.
— И к этому же видимо, относится ваша оценка, что Казахстан может выйти из ОДКБ и Евразийского экономического союза или это не зависит?
— Это все в одном сценарии, независимо от того, чем закончится или как будет продолжаться война России против Украины. Независимо от этого мир поменялся уже сегодня, и поэтому, я думаю, что однозначно будут меняться и структуры.
В России идет ужесточение политической системы, это вполне очевидно. Так что люди типа того же Пригожина, Кадырова и некоторых генералов набирают силу при молчаливом согласии нынешнего российского руководства.
Но в случае ужесточения режима в России все государства из состава ОДКБ, ЕАЭС, в том числе Казахстан, могут оказаться в недружественном лагере, что приведет к неминуемому развалу этих организаций. Я считаю, в этой ситуации Казахстану просто опасно находиться в такой связке.
— Но в Казахстане новые силовики, на ваш взгляд, полностью политически зависимы от Токаева?
— Токаев сегодня имеет возможность рулить практически всеми процессами в стране -политическими, социальными, экономическими и в том числе силовыми. Поэтому он как опытный дипломат не допустит того, чтобы возникали конфликты с близкими странами. Прежде всего стремится не допускать конфликта с Россией, но и со всей Центральной Азии и Китаем тоже. Это неестественно для него, да и вообще ни в какие интересы Казахстана это не входит. Зачем?
— Есть ощущение, что курс на сближение с Токаевым взял и лондонский изгнанник Акежан Кажегельдин. Подспудно это проявляется в текстах его некоторых заявлений. Как думаете, за этим стоит его личное желание или согласованная позиция с Акордой с целью легитимизации Токаева в мировом сообществе?
— Думаю, это личная инициатива Акежана Магжановича. Он прекрасно понимает ситуацию вокруг Казахстана. Не только экономическую, но и политическую, вопросы обороны — все эти вещи он прекрасно понимает.
Раз власть сосредоточилась в руках Токаева, то, мне кажется, все люди, которые понимают ситуацию вокруг Казахстана, направляют свои силы в поддержку Токаева. Например, я сторонник сильной, крепкой власти в Казахстане и сейчас она есть. Другое дело, что она направлена на то, чтобы более сильно взаимодействовать с Россией, что, на мой взгляд, не входит в интересы национальной безопасности Казахстана.
Но все страны вокруг России в принципе, основная масса, имеют такую двоякую позицию, начиная с Турции, Индии, Китая.
— А кто, с вашей точки зрения, главные внешнеполитические союзники Токаева, помимо России? Какие еще страны, правительства, правители?
— На сегодняшний день он сумел построить практически со всеми хорошие отношения. Взять, к примеру, прорабатываемый контракт продажи нефтепродуктов в Германию именно через Россию по трубопроводу «Дружба». Если Россия даст добро, это докажет, что Казахстан может поддерживать хорошие отношения и с Европой, и с Россией одновременно. С Китаем взаимовыгодные отношения и для Казахстана, и для Центральной Азии в целом, и для Китая. Например, идет работа с Китаем по этому транспортному коридору в обход России.
С одной стороны, казалось бы, все это удивительно. С другой — очевидно, что политика Токаева направлена на то, чтобы иметь хорошие отношения со всеми. И в принципе это получается.
— Что стоит за изменением названия правящей политической партии в Казахстане с Nur Otana на Amanat? Это просто игра или за этим все-таки стоят какие-то реальные политические инициативы Токаева? Вообще роль партии в этой политической архитектуре, она чисто надстрочная или есть какие-то более глубинные вещи?
— Это игра в демократию, изображение демократии, не более того. Идет повторение истории с Назарбаевым, который также объединял «Асар» с партией «Отан». Все это повторяет Токаев. Поскольку это эффективно получалось у Назарбаева, почему это не получится у Токаева. И он уверенно идет в этом в том же направлении, и народ идет за всем этим движением, которым Назарбаев раньше управлял, а теперь Токаев.
— Угрожают ли, по вашему мнению, репрессии ближайшим родственникам и окружению Назарбаева?
— Конечно, ведь единственная реальная оппозиционная сила Токаеву это клан Назарбаева. Он пока не проявляет себя как оппозиция, не стремится на выборы в мажилис, не делает каких-то политических движений.
Хотя представителей клана все время подозревают в этом. И прежде всего Кулибаева, который реализовал полностью свою политику в том, чтобы власть ни в коем случае не досталась Дариге (Назарбаевой). Но Кулибаев всегда делал ставку на Токаева. И благодаря их взаимоотношениям из клана Назарбаева в принципе на сегодня сохранился один Кулибаев.
Но нельзя отметать, что в перспективе клан Назарбаева, его члены могут включиться в политическую борьбу с нынешней властью. На сегодняшний день, по моему мнению, пока таких телодвижений нет. Они запуганы судами, находятся в бегах, когда отрезвеют немножко, тогда может и кинутся. Это не Рахат Алиев, который после опалы занялся активной политической оппозиционной деятельностью. Там люди потрусливее, конечно.
— Спасибо за интервью!
ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»
Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или на номер карты 4400 4302 1819 1887. И есть еще несколько способов – на этой странице.