Есть такая народная поговорка. “Шымшық сойса да қасапшы сойсын”. По смыслу то же самое, о чем писал Крылов: “Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник”. И это справедливо: каждый должен заниматься своим делом. Это – истина.

К чему я это говорю?

Мне часто приходится бывать со своими съемками в разных концах страны. Иной раз киношные дела приводят меня в такие дыры, куда ни один министр и ни один депутат по своей воле не поедет. А мне ведь нужна натура.

Мне нужна, так сказать, правда жизни. И вот, когда я сталкиваюсь с этой правдой лицом к лицу, вернее, когда я встречаюсь с носителями этой правды, с простыми людьми, живущими на моей земле, то у меня перед глазами возникает та картина, которая никак не соотносится с той, какую рисует нам власть. Рисует посредством своих сми, тв, радио, официальных сайтов… Транслирует через своих проплаченных соловьев и прочих словоблудов…

Естественно, начинаешь анализировать. Думать. В результате приходишь к некоторым выводам. Вот – решил поделиться.

Наступил 2023-й год. И что я вижу?

Если честно, то мало что изменилось. Проводится косметический ремонт, который подается как капитальный. На деле это не так.

Я вижу, что действия властей на уровне исполнения перечеркивают все нынешние и предыдущие декларации президента. Они стопорят реформы. Блокируют разумные идеи. Искусственно создают конфликтные зоны. Занимаются дестабилизацией обстановки. Придумывают барьеры, имитируя серьезную работу. Другими словами, саботируют действия президента.

В итоге возникает вопрос: о каком Новом Казахстане может идти речь, если квалификация членов правительства, руководящих сотрудников отдельных министерств, акиматов и многих подведомственных властям организаций не предполагает решения сложных задач?

Подавляющая часть этих работников даже не в курсе того, чем занимается. Простыми словами – все они в большинстве своем – дилетанты.

А было уже сказано: “Неограниченная власть в руках ограниченных людей всегда ведет к печальным последствиям”. А мы и есть нынче – государство ограниченных людей.

Показательнее всего говорить об этом на примере министерства культуры, поскольку по роду своей деятельности я имел с его сотрудниками непосредственный контакт. Так вот я вам скажу: это паноптикум какой-то. Причем ситуация не меняется при разных руководителях.

Я даже больше скажу: нам все эти тридцать лет трагически не везло с министрами культуры за очень небольшим исключением.

К сожалению, такая ситуация не только в минкульте. Так сейчас везде и повсюду. По всем направлениям государственного обустройства. Мы живем в эпоху временщиков и дилетантов.

Во властных структурах наблюдается кризис специалистов. Кризис грамотных управленцев. Кризис людей, работающих на идею.

На руководящих постах, в основном, люди случайные, попавшие на ключевые позиции неправедным путем. Они принимают решения, запуская механизмы, порождающие конфликтные зоны. Не соотносясь с профессиональными и прочими заслугами того или иного человека. Решая узкие задачи обогащения, тем самым запуская коррупционные риски.

Я не могу сказать, что все они глупые. Нет, они – умные. Но это такой вид ума, к которому по определению больше подходит понятие – ушлость. А там, где есть во взрослом характере ушлость, как правило, отсутствуют принципы.

Вернее, остается один принцип: выжить любой ценой и выжать все, желательно с прибылью.

Я вообще считаю, что нет ничего страшнее, чем поставить у власти человека с личными проблемами. Поэтому так неспокойно в обществе. Оно накалено и озлоблено. Поэтому так много уголовных дел, громких скандалов и бесконечных посадок. Уже арестовывают руководителей комитета по борьбе с коррупцией, созданного для того, чтобы бороться с этой самой коррупцией.

Морально-нравственная атмосфера в стране накалена до предела, а депутаты принимают закон о запрете нецензурщины. Конечно, ругаться матом в общественных местах некрасиво. Но, глядя на деятельность отдельных персонажей во власти, ничего кроме мата в голову не приходит.

Да и вообще, мне кажется, после тридцати лет потерянных впустую, трудно подводить итоги, не прибегая к крепким выражениям. И, если уж на то пошло, то, запретив мат, мы начисто парализуем работу самого парламента. И даже правительства. Да что правительство, остановится жизнь по всей стране.

Потому что во многих отраслях мат по сути стал рабочим языком. Как без него, например, работать силовикам? Что делать без него в армии?

Но я даже не об этом. Я сейчас о другом – насколько это актуально в данный момент? Есть ведь вещи поважнее. Не с матом надо бороться, а с тем – что провоцирует мат. Мат – это следствие, причины его совсем в другом.

В обществе не без оснований бытует стойкое мнение, что все держится на связях, на деньгах, на подкупах и обмане. Отдельные профессии давно стали “краплеными”. Любой чиновник априори уже преступник. Любой полицейский, опер, прокурор, судья или следователь – это взяточник. Таможенник, гаишник, врач, учитель, ректор вуза… Любой человек, имеющий хоть какую-то власть, это чей-то ставленник, член команды, чей-то родственник, друг, служак… 

Термин “развести” прочно вошел в сознание людей. Вместе с установкой новых человеческих взаимоотношений произошла и смена мышления в обществе. Взятка приобрела новые формы. Взятка – это ведь не только деньги. Это и новое положение, назначение, орден, повышение по службе, разного вида услуги…

В итоге, в обществе был посеян и по сей день действует ген разрушения. Разрушения изнутри. На госслужбе находятся люди, не понимающие что они являются нанятыми менеджерами.

Причем нанял их на работу – народ. И что они теперь – работники этого народа, а не его хозяева, решающие задачи личного благоденствия.

И замечено: чем выше сидит такой назначенец, тем хуже у него с памятью и сознанием. Он забыл и совершенно не понимает своих обязанностей. Забыл о чести и достоинстве. Многие такие назначенцы вообще не разбираются в предмете. Суть дела постигают уже на месте. Другими словами, это генералы, которые никогда не стреляли из пушек и не рыли окопов. Как они могут командовать делом, в котором ничего не смыслят? И так – везде!

В итоге получается странная картина. Астана с ее Акордой живут в одной реальности. Народ – в другой. И у этих двух реальностей – нет точек соприкосновения.

И каждая отдельная область – это отдельная Астана, где свой князь и свое окружение из друзей, родни и преданных партнеров по общему делу. При таком раскладе государство ждет неминуемая смута. Большая смута. И тогда за дело вынуждены будут взяться силовики. Им придется убирать все то, что было посеяно в тиши министерских кабинетов. Так порождается революции, гражданские войны и прочие социальные катаклизмы.

А виноватых найдут. Вернее, назначат. Но в том-то и дело, что зачинщиков нужно искать не на площадях. Они сидят в тиши высоких кабинетов и своими действиями провоцируют людей на отчаянные поступки. Они толкают их на действия, которые бы заставили власть обратить внимание на некомпетентность, на несправедливость, на беспредел в конце концов.

Я хочу сказать, что площадь – это следствие. А причины площади – неумение, вороватость, невежество и бестолковость властей.

И так оно продолжается из года в год. А время идет…

Тягостно понимать, что нас в конце концов может объединить чувство всеобщей безнадежности. Тяжесть проблем давно превысила количество их решений.

Иногда я тоскую по той родине, о которой говорили мне мои старики. Я скучаю по людям, умным, грамотным, знающим, совестливым, которые посвящали свои жизни служению общему делу. Я тоскую по мудрым аксакалам, речи которых, наполненные смыслами, передавали потом люди из поколение в поколение. Я тоскую по той своей родине и не могу принять эту, в которой сейчас живу.

 

ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ» 

 

Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или на номер карты 4400 4302 1819 1887. И есть еще несколько способов – на этой странице.

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.