В начале января этого года в Алматы звучали выстрелы, по улицам ходили избитые силовики, а по соцсетям распространялись кадры уничтожения полицейских машин и горящих, как факелы, людей.
Нет, это не было атакой «20 тысяч террористов» на славный южный город, а были съемки фильма про Қаңтар.
Он называется Qaitalanbasyn (Пусть не повторится).
Мнения о проекте: «за» и «против»
Часть алматинцев отреагировала на увиденное довольно гневно – активисты и оппозиционные журналисты учуяли запах государственной пропаганды.
«О предстоящих съемках я узнала еще из СМИ, предупреждали, что в Алматы будут перекрывать дороги, также были предупреждения о громких звуках. Потом в сеть просочились съёмки этого самого фильма, и по кадрам мне стало ясно одно — виноватыми хотят выставить протестующих (которые Токаев называет «террористами»). Я довольно быстро нашла аккаунт фильма в Инсте и начала задавать вопросы режиссёрам и продюсерам, на что меня в ответ обвинили в травле.
Я считаю, это ручная пропаганда Касым-Жомарта Токаева, чтобы все поверили в его сказки. Он нарочно хочет запомниться тем, кто «сохранил порядок» в стране, и опустить все факты ужасных пыток и убийств.
Годами нас кормили историями, что на Желтоқсан были только алкоголики, наркоманы, снимали Путь Лидера на государственные деньги. Считаю, снимать такое кино «на костях» погибших очень гнусно и низко. Это манипуляция нашей памятью», — сказала «Республике» алматинская активистка Бота Шарипжан, не раз принимавшая участие в оппозиционных митингах.
У проекта нашлись и защитники.
Например, известный кинокритик Карим Кадырбаев у себя в Facebook написал о неких «коллегах журналистах, которые делают выводы, исходя из нескольких опубликованных в сети видеороликов».
«Что происходит в сети? Ряд моих коллег-журналистов делают выводы, исходя из нескольких опубликованных в сети видеороликов, и умышленно ли, осознанно ли (хотя я уверен, что цели были самыми благими) подписывают несколько сотен других моих коллег, но уже из числа кинематографистов под адвокатов дьявола, осквернителей могил и предателей родины (это то, что я прочитал в комментариях со стороны пользователей соцсетей).
И, да, я согласен, что создатели проекта абсолютно безответственно подошли к вопросу освещения проекта. Уйти в глухую несознанку или в жесткую конфронтацию с прессой и общественностью — шаг практически суицидальный для любого кинематографиста. Но в то же время меня поражает, с каким неистовым рвением журналисты ломанулись махать шашкой над головами киношников.
Одни начали требовать, чтобы им дали прочесть сценарий (на каком основании?), другие требовали раскрыть источники финансирования (опять же, на каком основании?), третьи и вовсе, исходя из опубликованного видео, додумали практически весь сюжет, исходя из собственного видения. Отдельный персонаж, как только я пытался заступиться за кинематографистов, начал мне тыкать в лицо именами жертв и результатами расследований, которые меня точно так же не удовлетворили», — написал Кадырбаев.
Что ж, не будем додумывать сюжет фильма Qaitalanbasyn. Тем более что его создатели сами и не скрывают: задачи снимать исторические события нет.
Предлагаю изучить былую деятельность продюсеров. Чтобы понимать, кому доверили фильм о национальной трагедии. А выводы делайте сами.
«У нас нет цели снять исторические события»
Продюсеры фильма – Анара Жунусова и Анна Чакиртова.
Жунусова Анара Талгатовна родилась в 1979 году. Окончила ВГИК, мастерскую режиссера Владимира Хотиненко.
Работала директором талантов и производства в Salem Social Media. Покинула компанию в декабре прошлого года.
Учредитель Salem Social Media – Eurasian Digital Ventures I Limited Partnership, которая, в свою очередь, на 40% принадлежит Министерству финансов. Оставшейся долей владеют казахстанские олигархи — «староказахстанцы» Александр Машкевич и Патох Шодиев, а также семья умершего в 2021 году Алиджана Ибрагимова.
Чакиртова Анна Токтамысовна родилась в 1976 году в Усть-Каменогорске. Супруга выпускника операторского факультета ВГИка Мурата Нугманова, брата Рашида Нугманова, режиссера фильма «Игла» с Виктором Цоем в главной роли.
Чакиртова – была исполнительным продюсером фильма «Томирис», режиссер которого – Акан Сатаев, автор одного из фильмов «киноэпопеи» «Путь лидера» про Назарбаева. Продюсер «Томирис» – и, соответственно, коллега Чакиртовой – Алия Нурсултановна Назарбаева.
Кстати, Чакиртова работала с Алией не только в фильме «Томирис», но и в фильме «Дорога к матери». Режиссер обоих фильмов Акан Сатаев.
Жунусова и Чакиртова владеют компанией – ТОО «Digital Taurus Asia».
В одном из постов Жунусовой в ее Инстаграме указан состав съемочной группы.
Креативный продюсер там некий О. Ермекбаев.
Человек по имени Олжас Ермекбаев был сорежиссером российско-казахстанской мелодрамы «Любовь. Надежда. Астана.» Во время работы над проектом он успел выступить и в качестве поставщика госуслуг – за 1,5 млн тенге компания O.Y. Media, чьим руководителем указан Ермекбаев, по заказу ТОО «Астана конвеншн бюро» выбирала съемочные объекты и проведила «подготовительные работы к съемочному периоду художественного многосерийного фильма «Любовь. Надежда. Астана»(5, 6 серии)».
Олжас Ермекбаев – тоже «салемовец». Был режиссером веб-сериала «Бизнес по-қыздарски». Выпускник ВГИка, Ермекбаев мелькал в новостях в связи с проектом о Қаңтаре еще в феврале прошлого года.
Тогда в соцсетях появились видео с толпой кричащих молодых людей. Как писал Zakon.kz, позднее продюсер Олжас Ермекбаев сообщил, что «это были съемки видеоролика о проявлении героизма жителями Алматы в период январских событий для одного из телеканалов»». В той же публикации уточняется название телеканала – «Хабар».
Кстати, другой креативный продюсер проекта, казахскоязычный журналист Аман Тасыган, автор и ведущий нескольких YouTube-проектов, в том числе скандального проекта TalkLike тоже работал в Salem Social.
Год назад в акимате Алматы заявили, что разрешение на проведение съемок не давали. В этом году ради съемочной группы перекрывали улицы крупнейшего города страны и аэропорт, о чем сообщали лояльные властям и госмедиа.
Qaitalanbasyn — независимый проект?
26 января я послал продюсеру Qaitalanbasyn интересующие меня вопросы:
1. Назовите, пожалуйста, источник финансирования проекта?
Қаңтар – важнейшее историческое событие, граждане и налогоплательщики имеют право знать.
2. Затронут ли в фильме (или какой-либо из ее новелл, так как, если не ошибаюсь, это киноальманах) тему пыток? В те январские дни пытали большое количество людей, а в Алматы (и это подтверждается видео -и другими доказательствами) раненных КНБ и СОБР вывозили из больниц.
3. К кому из участников тех событий Вы обращались за консультацией на стадии работы над сценарием? Говорили ли вы с родными погибших, пережившими пытки, правозащитниками, адвокатами и журналистами?
Если нет, могу дать контакты.
4. Если государство никак не связано с проектом, каким образом для съемок перекрывали дороги?
5. Как вы получили доступ к съемкам в аэропорту?
Анара Жунусова ответила, что они снимают «истории людей на фоне событий, для ваших вопросов есть докфильмы».
«У нас нет цели показывать исторические события», — добавила Жунусова.
Затем я предложил ей пустить меня на съемки. Продюсер согласилась. Также она сообщила, что якобы «заказчик после буллинга и хейта не хочет озвучивать свое имя, потому сейчас не могу сказать. Я думаю, в понедельник озвучим».
Имя заказчика они пока так и не озвучили.
А сегодня, 1 февраля, Жунусова прислала пресс-анонс. Авторы называют проект «независимым».
«Qaitalanbasyn — это независимый проект пяти молодых казахстанских режиссеров. Среди них: Диас Бертис, Модиар Абдукадыров, Дархан Тулегенов, Олжас Ермекбаев и Берик Жаханов. Для четверых режиссеров фильм является дебютом. Это уникальный эксперимент в истории казахстанского кинематографа, когда сразу пять режиссеров снимают один полный метр. Фильм снимается по мотивам реальных событий, но не является документальным. Это художественная интерпретация пяти историй, людских трагедий, произошедших на фоне январских событий в Алматы 2022 года».
О том, что журналистам покажут на съемках 4 февраля, расскажу в следующей публикации.
ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!
Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-747 977 5139 или на номер карты 4400 4301 4483 1945. И есть еще несколько способов – на этой странице.
Айкоркем жане Канды Кантар курбандары сени карап отыр! Арынды нешеге саттын Тасыган? Неге халыкты жамандап кино тусирдин? Халык саган не истеди?