Война России с Украиной и санкции, которые накладывают на Россию отдельные страны, поставили власти Казахстана в сложную ситуацию. Связанная с Кремлем договорами в рамках ЕАЭС, ОДКБ и СНГ Акорда не осмеливается разрушить казахстанско-российские связи. В итоге Казахстан стал удобной для страны-соседа лазейкой для обхода ограничений по ввозу всевозможных товаров.

В апреле текущего года помощник министра финансов США Элизабет Розенберг предупредила, что риски применения вторичных санкций в отношении казахстанских компаний и банков возросли, а в июне об этом прямо заявил координатор по санкциям Госдепартамента США Джим О’Брайен. Отметив, что экспорт электроники в Россию вернулся на довоенный уровень, О’Брайен  назвал пять стран, которые помогают России обходить санкции: Турцию, Грузию, Объединенные Арабские Эмираты, Армению и Казахстан.

Действительно, товарооборот между Россией и Казахстаном за время военного противостояния не уменьшился, а наоборот вырос. По итогам 2022 года он, согласно официальной статистике, составил 28 миллиардов долларов, прибавив 2 миллиарда долларов по сравнению с 2021 годом.  

По данным Бюро национальной статистики РК, только за первое полугодие 2022 года экспорт сотовых телефонов из РК в РФ составил 78 млн долларов (против 36,8 тысяч долларов за январь-июнь 2021 года). Помимо смартфонов, в первом полугодии резко выросли поставки процессоров и контроллеров, флешек и карт памяти, автомобилей. Впервые стали поставляться в РФ smart-карты, фото и видеокамеры, стиральные и посудомоечные машины.

Согласно опубликованному в феврале рабочему документу ЕБРР «Евразийский окольный путь: торговые потоки в Россию через Кавказ и Центральную Азию», если экспорт подсанкционных европейских товаров в Россию упал примерно на 80% по сравнению с остальным экспортом, то в Казахстан, Кыргызстан и Армению он вырос на 30% больше, чем экспорт других товаров.  

Если говорить о конкретных кейсах, то, судя по данным журналистов-расследователей, по крайней мере две казахстанские компании занимались поставками в Россию дронов и компонентов для спецтехники.  А  в недавнем расследовании «Азаттыка» описываются схемы поставок, когда казахстанские и кыргызские компании, заказав подсанкционную продукцию у производителя, реэкспортируют ее, выгружая в России, когда груз следует по территории РФ транзитом, не доставляя ее до точки назначения.

Перечисленные выше факты заставили правительство публично оправдываться. Вице-премьер и министр торговли и интеграции РК Серик Жумангарин признал, что из Казахстана в Россию поставлялись товары двойного назначения. По его словам, представители США и ЕС еще в прошлом году передали РК список из 7000 наименований товаров, попавших под санкции. «Это весь наш товарооборот. Все это невозможно заблокировать или отследить», – сказал Жумангарин.

Позже в результате переговоров этот список сократили до 104 наименований – на основе деталей, обнаруженных в подбитой в Украине российской военной технике. «Мы работаем с этим», – сказал Жумангарин, заверив, что за компаниями, которые перевозят такие предметы, как микросхемы, усилен контроль. Однако он отказался озвучить названия этих компаний.

Кроме того, власти Казахстана объявили о запуске с 1 апреля 2023 года автоматизированной системы отслеживания в онлайн-режиме поступлений импортных товаров в Казахстан и их дальнейших перемещений. Правда есть большие сомнения в том, что она реально работает.

Чтобы развеять эти сомнения, мы решили своими глазами увидеть происходящее на границе и отправились в Западно-Казахстанскую область.

КПП «Сырым»: очереди и возмущенные водители 

Западно-Казахстанская область находится на северо-западе Казахстана и граничит с пятью областями Российской Федерации – Оренбургской, Саратовской, Самарской, Волгоградской и Астраханской.

На границе шесть контрольно-пропускных пунктов. Мы приехали на самый крупный — КПП «Сырым».

Через него ежедневно проходит около 400 единиц грузового транспорта. Особенно сильно увеличился грузопоток в последние полтора года – длинные очереди, по словам пограничников и водителей, стали обычным делом.

Уже на подъезде к КПП мы увидели очередь из груженных фур.

26 июня — в тот день, когда мы были там – очередь протянулась на 5-6 километров. В другие дни, как рассказали нам пограничники и местные жители, бывает и 10-15 километров.

Водители ждут возможности проехать по несколько дней, нервничают.  

«Коррупция!» — закричал, увидев нас, один из стоящих в этой бесконечной очереди. «Стоим пятый день», «Пропускают по звонку», — рассказывали другие. Про коррупцию, недостаток персонала на посту и наплевательское отношение к людям говорили практически все, у кого мы брали интервью.  

«Сырым» – транзитный пункт для многих грузоперевозчиков, в том числе из других стран Центральной Азии – Узбекистана, Кыргызстана.

«Вся Центральная Азия едет в Москву», — шутили перевозчики, и, как в каждой шутке, в этой тоже большая доля правды. В очереди немало машин с кыргызскими номерами. Узбекских – меньше. Но есть и беларусские номера, и, конечно, российские и казахстанские.    

Мы поговорили почти с десятком водителей, и все они подтвердили, что поток машин в последние год-полтора существенно увеличился.

Едут из разных мест. Пункт назначения чаще всего — Москва. Что же  касается грузов, то они самые разные.  

«Вoзят все»:  статистика от госорганов

«Возят все — запчасти, технику, ТНП», — сказал нам Шынгыс Куат, дежурящий в тот день начальник отделения КПП. Однако досматривают машины, по его словам, только в особых случаях.

«У нас нет сканера, на российской стороне он есть. Все машины мы не открываем, конечно, мы проверяем только, так сказать, подозрительные грузы. Если по документам все нормально, то пропускаем», — сказал Шынгыс Куат.

Это важный момент, на который мы обращаем особое внимание читателей. Почему — позже нам объяснил инсайдер.

В 2024 году, говорит Куат, планируется провести реконструкцию на КПП, и тогда «все будет — и сканер, и все остальное».

Ну а пока граница, можно сказать, дырявая.

«Если раньше везли оттуда, то сейчас, наоборот везут туда. Я живу рядом с трассой и каждый день вижу эти груженые фуры, также эвакуаторы, которые везут автомобили, другие товары, которые используются Россией в войне против Украины. И логистическим хабом для этого стал Казахстан», — говорит наш коллега из ЗКО Лукпан Ахмедьяров.

Его слова подтверждает и официальная статистика. Заместитель руководителя Департамента госдоходов Западно-Казахстанской области Жунус Кунчаев назвал нам цифры, свидетельствующие о существенном увеличении грузопотока через границу ЗКО с Россией.  

Если в 2022 году границу через КПП ЗКО пересекли, по его данным, 184 271 грузовика, то по данным за пять месяцев текущего года — уже 218 160.  То есть на 33 889 единиц больше. Что касается именно экспорта в страны Евразийского экономического союза, то по данным за 5 месяцев 2023 года общая цифра — 75,7 млрд тенге. При этом 97,4% приходится на Россию.

Отдельная тема – релокация российского бизнеса. С начала войны в Западно-Казахстанскую область переехало много российских компаний. Они открыли там свои представительства или зарегистрировали местные компании-дочки.

«В 2022 году в области было зарегистрировано 679 иностранных компаний, из них 627 – с российским капиталом. С начала 2023 года — 128 компаний с иностранным участием, и 108 из них – российские. Розничной и оптовой торговлей занимаются – более 43,5%, грузоперевозками — 3,7%», — рассказала нам заместитель руководителя Управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития ЗКО Жанна Беккалиева.

Рост товарооборота с Россией она наглядно показала на цифрах.

«По итогам 2022 года общий товарооборот области составил 8,9 млрд долларов. Из них 8 млрд приходится на страны Таможенного союза. Товарооборот с ними увеличился на 11% по сравнению с 2021 годом. Из этой цифры экспортные поставки составили 1,7 млрд долларов и увеличились на 44,5% по сравнению с 2021 годом. Львиную долю составляет товарооборот с Россией. Товарооборот ЗКО с приграничными районами РФ в 2022 году составил 146 млн долларов, в том числе экспорт – 33,8 миллионов», — рассказала Жанна Беккалиева.

Среди экспортируемых товаров в Россию чиновница назвала много чего, в том числе «лом черных металлов, трубы, насосно-компрессорные и бурильные из черных металлов». 

Но экспортируются из Казахстана в Россию и «необычные» товары.

«Необычные товары»: лосось и креветки из Европы

Обнаружила этот факт журналистка из ЗКО Акмарал Шаяхметова.  

«Каждый год я отслеживаю эти данные, что производят у нас, что завозят и что вывозят. И каждый раз это была примерная одинаковая категория товаров. Но за последний год я обнаружила, что общий экспорт увеличился с территории Казахстана на 25%, в том числе с ЗКО. И как раз с того периода, когда стали вводить санкции. В основном это техника: тракторы, самоходы, погрузочная техника, самоходы… Производство у нас не выросло, может быть на 1,1%, но точно не такой рост, чтобы огромное количество тракторов вывозить.

Когда я попросила прокомментировать это экономистов, они мне сказали, что это и есть серый экспорт.

Среди необычных товаров также обнаружились морепродукты, в частности лосось и креветки, которые заехали из Европы и  уехали в Россию. Все эти данные за 2022 год», — рассказала нам Акмарал в комментарии на видео.

Вообще же, по данным Акмарал Шаяхметовой, полученным ею из открытых источников, после начала войны в Украине экспорт из ЗКО на территорию России вырос на 60 миллионов долларов.

«На самом деле границы наши «дырявые» и провозить через них могут все, что угодно, в том числе санкционные товары», — констатирует по итогам нашей поездки на КПП Лукпан Ахмедьяров.

«Убежден, что никто эти машины не вскрывает, что находится в этих фурах, что там везут, просто смотрят на документы. Под видом ТНП могут провозить и дроны, и различную бытовую технику, электронику, или те же самые товары двойного назначения, которые можно использовать как в гражданской, так и в военной промышленности. Сейчас в России очень большой спрос на технологичные товары. И Казахстан является той самой серой зоной, через которую можно провозить все это.

Казахстанские власти могут официально говорить: да, мы поддерживаем санкции и так далее.  Но по факту наши власти ничего не делают для того, чтобы на границе навести порядок и установить какую-то защитную стену, чтобы не пропускать санкционные товары», — считает Лукпан.

Его слова нам подтвердил позже и наш инсайдер, занимающийся внешнеэкономической деятельностью. 

Спецрепортаж с границы смотрите по этой ссылке.

Что рассказал инсайдер

Наш собеседник – участник внешнеэкономической деятельности. Занимается поставкой продукции в Казахстан из Китая. Он рассказал нам, как происходит обход санкций на практике.

По его словам, существует так называемый, «зеленый» список компаний – «такой реестр, где у них сразу выбивается автоматом зелёный коридор. То есть их недосматривает абсолютно».

Причем работает этот список не только на границе с Россией, но и на границе с Китаем. Как только на КПП видят в накладных название компании из «зеленого» списка – ей сразу открыта дорога.

Так что совсем неслучайно водители во время опроса жаловались нашему журналисту, что фуры пропускают «по звонку».

Кроме того, по словам нашего собеседника, риски делятся.

То есть вначале товары завозятся на территорию Казахстана вполне легально для якобы внутренних целей, проходят таможенную очистку – «и здесь уже всё, к ним вопросов нету, потому что они прошли досмотры, в акты досмотра печати проставлены в центре электронного декларирования в Астане».  

А затем уже со складов в Казахстане другие компании – из того самого «зеленого» списка — организуют доставку товаров в Россию.

«Этот список не есть нечто раз и навсегда утвержденное – компании в нем постоянно меняются, поэтому так сложно отследить», — пояснил наш собеседник.

На вопрос, кто его формирует и как туда попадают, он сказал уже не под запись: «Решают те, кто на самом верху».

Сразу оговоримся, что эту информацию мы не можем подтвердить документально – только записанные на видео слова человека, попросившего не назвать его имя в целях безопасности. Но отметим, что другие наши инсайдеры из околовластных кругов подтвердили его рассказ.

 

В редакции есть также список компаний из т.н. «зеленого» списка, но мы не можем утверждать, что все они возят именно подсанкционные товары.  

Что дальше?

23 июня ЕС принял 11-й пакет санкций, направленных на усиление уже существующих ограничений и пресечение их обхода. Предполагается, что при выявлении фактов поставок в Россию подсанкционных товаров ЕС сначала будет налаживать со страной «конструктивный диалог», а если он не даст результатов, в ход пойдут ограничительные меры для компаний или же ограничение продаж в эту страну товаров, экспорт которых в Россию уже запрещен.

А пока в ЕС только раздумывают о введении санкций в отношении стран, в число которых входит и Казахстан, Украина перешла к конкретным действиям.

1 июля на сайте президента Украины был опубликован Указ, в соответствии с которым в отношении двух казахстанских компаний —  ТОО «ИТС-Астана» и АО «Тыныс» — вводятся санкции. Суть их сводится к ограничению или полному прекращению торговых операций, остановке выполнения экономических и финансовых обязательств, блокированию активов, прекращению действия совместных проектов и промышленных программ.

О причинах введения санкций не говорится, но о них несложно догадаться. Так, на официальном сайте ТОО «ИТС-Астана» говорится, что компания является основным поставщиком сварочного оборудования, комплектующих, а также запасных частей в Казахстане и входит в российскую группу компаний «ИТС», которая объединяет разработчиков, промышленные предприятия и центры по продаже и сервисному обслуживанию сварочного оборудования. В свою очередь АО «Тыныс» занимается производством полиэтиленовых труб, автокранов,   средств пожаротушения и индивидуальной защиты.   

Украинские санкции, по мнению опрошенных нами экспертов, это «первые ласточки» в отношении Казахстана: санкционное кольцо вокруг нашей страны уже есть, и предметом дискуссии может быть только то, как быстро оно станет «удавкой» для экономики Казахстана.

Казахстанский финансовый аналитик Арман Бейсембаев полагает, что имиджевые и репутационные потери Казахстан уже несет: страна уже попала в круг стран, которые помогают России.

«Пока нам удается обходить санкции, но «удавка» затянется на нашей шее гарантированно. Пока, я думаю, будут наказываться отдельные компании. А в части поставок товаров двойного назначения будет в конце концов ужесточен контроль. В связи с этим усложнится логистика, увеличится время доставки – что автоматически приведет к росту конечной цены. Учитывая характер европейской бюрократии, которая предпочитает перестраховываться, возможны точечные запреты по тем или иным товарным группам. Это не очень приятно, конечно, однако глобального удара по казахстанской экономике это не нанесет», — сказал он в комментарии «Республике».

В свою очередь казахстанский экономист Айдар Алибаев не исключает повторения в Казахстане российского сценария, когда производители сами предпочтут не иметь дела со страной, поддерживающей агрессора:

«На Западе репутационные издержки обходятся слишком дорого. И торговать в Казахстаном, который в общем пакете поставок занимает несколько процентов, рискуя репутацией, — разумные люди на это не пойдут. Если они ушли с российского рынка, который раз в десять больше казахстанского, почему они не уйдут от нас? Репутация для них важнее зарабатываемых в Казахстане копеек».

По мнению Алибаева, процесс будет набирать обороты:

«Мы можем в результате остаться без важных высокотехнологичных компонентов, необходимых в энергетике, машиностроении и так далее. Но увы, наши чиновники не видят дальше собственного носа».

«Безусловно, обход санкций приносит большую прибыль, — сказал казахстанский политолог Димаш Альжанов в комментарии «Азаттыку». — Если обратиться к отчёту Европейского банка развития и реконструкции, экспорт из западных стран в Казахстан за прошлый год увеличился примерно на 80%».

И Акорда, по его мнению, хорошо использует тот момент, что у западных стран нет чёткой политики в отношении Казахстана, и предлагает различные уступки в сфере добычи и поставок энергоресурсов. «Пока США и страны ЕС, по всей видимости, не решаются пойти на риски и начать давить на Казахстан со всеми вытекающими последствиями», — делает вывод Димаш Альжанов.

Над статьей работали  Назира Даримбет, Лукпан Ахмедьяров, Владимир Радионов, Юлия Козлова, Оксана Макушина

Материал создан при поддержке «Медиасети»

 .   

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.