Шёл третий месяц моей службы в Отаре. Армейские международные игры-2019 еще не начался, но в часть уже начали прибывать участники из других стран. Мы уже перестали косить траву, но работа этим не кончилась. Взвод, в котором я служил, поставили на наряды, а остальные три взвода готовились к флешмобу под руководством хореографов.
Наш взвод насчитывал всего 20 человек, нести службу было тяжело. Я заступал дежурным по батарее каждые 4 дня. Это означает, что один раз в четыре дня я сутки не спал. Ещё 2 человека из нашего взвода должны заступать дневальными по батарее, то есть моими помощниками. 2 человека несли службу в штабе, и также 2 солдата стояли на контрольно-пропускном пункте. Поэтому 20 человек — мало, и приходилось слишком часто заступать в наряды.
В таком темпе дни проходили очень быстро. Вскоре на первый этаж нашей казармы заселилась рота солдат почётного караула из Астаны. Один офицер рассказывал мне, что их командир в звании капитана, во время инаугурации рапортовал перед президентом, что рота почётного караула построена.
— Если он попросит здесь у любого командира части машину, придётся ее предоставить, ведь командир роты почётного караула — это прежде всего связи, — добавил тот же офицер.
Так же он рассказал, что таких рот в Казахстане всего три: в службе государственной охраны (Президентский полк), в национальной гвардии (МВД) и десантники (Минобороны), которые у нас в казарме.
Это были рослые ребята, умеющие искусно шагать и размахивать винтовками. Каждый день по утрам они тренировались, и в моменты, когда я заступал в наряд или отдыхал после него, сквозь сон слышал: «БІР-ЕКІ, БІР-ЕКІ!», и поток ругани от их командира.
Наряды
Дежурный по батарее – служба ответственная, и по уставу в этот наряд заступают командиры отделения и сержанты. В этом наряде целые сутки приходится отвечать за всю батарею, казарму и за всех сослуживцев, знать, где они находятся, а также офицеры и сержанты.
Для дежурного есть свой стол в казарме, чтобы было где заполнять кучу документации. Сбоку от стола стоит «тумбочка» — квадратная и серая, где стоит дневальный. Дневальных всего два, и они занимаются в основном уборкой казармы.
Если обобщить, то дежурному надо заполнять документацию, знать наизусть свои обязанности, отчитываться перед начальниками и проверяющими, распределять между дневальным территорию для уборки и не спать всю ночь. А у дневальных — уборка и беготня по разным поручениям, плюс давать команду «СМИРНО», когда заходит начальство.
Заступление в наряд – это ритуал. Сперва сдаёшь психотест, чтобы психологи понимали, психическое состояние солдата, ну и чтобы снять ответственность в случае чего: проверяли же, вот есть бумаги. Сам тест состоит из 15-20 вопросов, ответы на которые солдаты заранее друг другу говорят. Мол, на 7 и 14 ответь «ДА», на остальные — «НЕТ».
После теста возвращаются в казарму, где готовятся к инструктажу и разводу. Нужно побриться, помыться, постирать подшиву, подшить ее, выгладить форму, проверить наличие в кармане военного билета и других документов. Иногда можно, согласно уставу, вздремнуть полчасика. Но это получится сделать только в случае хорошего настроения у старшины.
Потом инструктаж. Все выходят из казарм, строятся на плацу. Старшины проверяют подопечных на внешний вид, спрашивают обязанности и рассказывают про ошибки, которых допустили прошлые наряды. Развод ждем опять в казарме.
Через час начинается развод. Строимся на плацу. Помощник дежурного по части представляет самого дежурного по части. Оба они офицеры. Дежурный по части вызывает дежурных по казармам, то есть нас, и дежурных по другим объектам, контрактников, объясняет, что да как, и сообщает пароль на сегодняшний день. Помощник дежурного по части обычно ходит с бумажкой и проверяет дневальных на знание обязанностей.
Развод заканчивается, дежурный по части подносит руку к голове и командой «ПРИКАЗЫВАЮ», даёт приказ заступить на охрану объектов. Гремит барабан, строевым шагом делаем круг по плацу и уходим в казармы.
Меня, как дежурного по батарее, ждали кипы документации, которую нужно проверить и принять. А дневальные проверяют чистоту казармы, работают ли лампочки, исправны ли розетки, утюги и т.п. техника, не украли ли чего. Почему это важно? Если, например, лампочка не горит, то прошлый наряд должен возместить. Как? Пойти в магазин и купить новую.
После проверки казармы расписываемся в документе и показываем командиру батареи, что принимаем наряд. Он спрашивает, есть ли претензии у принимающих к прошлому наряду, и если их нет, то ритуал вступления в наряд на этом заканчивается.
Проверки
Мне нравилось заступать в наряд, потому что после команды «ОТБОЙ» можно было читать книжки. А если дневальным попадётся интересный собеседник, то ещё лучше. Вся ночь впереди, главное, отбиться от проверок, но в целом просто сидишь и есть только одна задача — не уснуть. Для этого можно купить всякой еды, кофе, запастись где-нибудь электрическим чайником. Главное, не засыпаться на проверке. Помню, однажды отдал сослуживцу пакет сладостей и он при проверке спрятал их в шкаф. Проверяющие его открыли и заставили выбросить еду. И это ещё неплохо, потому что обычно «незаконный» провиант отбирают.
Успешность ночи зависит от адекватности дежурного по части. Частенько он вызывает всех дежурных по казармам и спрашивает обязанности. Провинившихся просит купить для него энергетиков или еды из ЧПОКа (магазина). Бывают и наглые, которые прямо говорят:
— Зачем друг другу компостировать мозги, давайте вот артиллерия купит мне сушняк, пехота купит мне плов, а танкисты принесут семечки. И всё путём! Согласны?
Все соглашаются, ведь лучше купить ему что-нибудь, чем час просто так стоять перед штабом.
После прохождения дежурного по части в казарме надо ждать проверки. Проверить может кто угодно — дежурный по части, или же из гарнизона, а то и военная полиция. Иногда приходят ЗГСники (защита государственных секретов) с металлоискателем и проверяют казарму на наличие телефонов.
Главное — знать обязанности, потом проверить закрыты ли все двери и поставить печати и правильно заполнить все документы. На крайний случай ушлые имеют с собой банку энергетика, чтобы «откупиться» от проверки. Многое зависит и от «ответственного». Военные не могут оставить срочников одних в казарме, поэтому есть неуставная обязанность у офицеров быть «ответственными». Не путать с правовой ответственности — если какой-нибудь срочник сбежит, ответственность ляжет на плечи дежурного. Так вот, от статуса ответственного зависит качество проверки. Если ответственным заступил общительный офицер, которого все знают, то проверяющие ничего не проверят, просто пообщаются с ним и уйдут. Если нет, то ответственному придётся тоже откупаться за «косяки».
В ожидании проверяющих и проходит ночь. Иногда они приходят в час ночи или ближе к утру — в пять или шесть. Но после проверки можно спокойно есть свою еду или, если есть телефон, то посидеть в интернете, пообщаться с друзьями. Утром, если ночью не произошло никаких ЧП и в казарме все нормально, то после завтрака дежурному можно 4 часа поспать. День и свой наряд «доживаешь» с сонными глазами, мечтая о том моменте, когда служба закончится.