Комитет ООН по правам человека принял решение в пользу журналиста Жанны Байтеловой, наказанной государственными органами за организацию (вместе с Евгенией Плахиной и Валерией Ибраевой) акции с кружевными трусами. Акция прошла в Алматы шесть лет назад — 16 февраля 2014 года.
Мы порадовались за коллегу и заодно вспомнили, как это было (в то время мы работали с Жанной Байтеловой в одной редакции и, естественно, акцию освещали по полной программе).
Вот что писал по этому поводу портал «Республика»:
Сама Жанна Байтелова, комментируя KZ.MEDIA решение Комитета по правам человека ООН, вспоминает:
— Вам же, насколько я помню, не дали провести саму акцию?
— Да, мы ничего не успели сделать, так как площадка у памятника Независимости была оцеплена полицейскими.
— Расскажи нашим читателям, что именно вы хотели сделать?
— Возле памятника Независимости есть гранитная книга с оттиском руки Нурсултана Назарбаева, вот мы и хотели вложить в эту руку кружевные трусы, чтобы тем самым показать, что власти готовы забрать у людей последнее.
— В итоге забрали вас. Полицейские?
— Да, и в тот же день состоялся суд.
— Что постановил суд?
— Нам присудили штраф. Женя (Плахина) и Валерия (Ибраева) его оплатили, а я подала апелляцию. Но апелляционный суд оставил в силе решение первой инстанции.
Уже после этого я отправила жалобу в Комитет по правам человека ООН.
— А какое обвинение вам предъявлено было?
— В судебном решении было написано, что демонстрацией нижнего белья мы могли оскорбить чувства верующих, которые гуляли в тот день на площади, и травмировать психику маленьких детей.
На самом деле ни верующих, ни детей там не было, потому что площадь была оцеплена. Были только полицейские и журналисты.
— И тогда ты решила пойти до конца…
— Конечно, меня возмутило такое решение. Это мое право выражать собственное мнение любым мирным ненасильственным путем в такой креативной форме.
— Возвращаясь к сегодняшней новости, ты удивилась решению Комитета ООН по правам человека?
— О да! Я же уже и забыла, что подавала туда жалобу. Мне никто официально не сообщал о решении. Я об этом узнала из публикации в Facebook, в которой меня отметили. И я была ошарашена этой новостью!
Но я очень рада такому решению Комитета. Для меня это очень важно, потому что мои права на выражение собственного мнения признаны. И я однозначно воспользуюсь этим решением, чтобы потребовать моральную компенсацию от государства.
— Уже решила, какую?
— Не знаю пока, в какой форме и размере, еще не думала об этом.
Хотела бы выразить благодарность Бахытжан Торегожиной, потому что это при ее поддержки подавалась жалоба, и она вела переписку с Комитетом по правам человека.
Т.е. Комитет вел переписку с государством, с Республикой Казахстан, параллельно у меня запрашивали ответы на официальные аргументы и доводы РК. Помню, я дважды отвечала на их письма.
Я считаю, важно формировать подобную практику, даже если на национальном уровне не получается отстоять свои права, то нужно идти дальше и защищать свои права на международном уровне.
— Почему это важно?
— Чтобы внутри страны сильно не наглели и понимали, что пусть даже через шесть лет, но решение может быть обжаловано. Плюс это же тоже влияет на рейтинг государства в области свобод и прав граждан.
— А помнишь, в то время мало кто понял акцию, не говоря уже о том, чтобы поддержать ее. Даже был определенный скепсис, некоторые считали, что вы просто хайпуете.
— Сейчас, спустя время, думаю, что многие, в том числе зарубежные СМИ, вынесли тему запрета трусов в заголовки для кликабельности. Помню, были такие заголовки: «Казашек оставили без трусов»… Тогда это страшно злило.
Некоторым, внутри страны, возможно, нельзя было об этом писать из-за внуриредакционной цензуры, поэтому они сместили акценты на безобидную тему — про запрет на кружевные трусы.
Но были отдельные коллеги, которые откровенно не поняли суть акции.
Были и те, кто таким образом выразил личную неприязнь ко мне лично.
— В любом случае есть результат.
— Да! Это классный результат!
Ниже предлагаем фотографии с акции, опубликованные на портале «Республика» в тот же день — 16 февраля 2014 года. Крупным планом.
Обратите внимание, какую армию полицейских отправили на задержание трех безоружных женщин.