В Казахстане официально дедовщины в армии нет. Во всяком случае об этом еще 22 декабря 2019 года заявил министр обороны РК Нурлан Ермекбаев:«Есть неуставные взаимоотношения как конфликты, споры, как в любом мужском коллективе, но дедовщины, когда старшие по службе заставляют младших выполнять неуставные вещи, нет». Но так ли это в реальности?
Если сравнивать казахстанскую армию с советской армейской системой, когда служили два года и дембеля мучили «молодых», то, действительно, такого явления нет. Ведь в советской армии должность сержанта была «дембельская», то есть сержантами были солдаты-срочники. Офицер мог дать им поручение воспитывать молодых солдат, при этом закрывая глаза на методы воспитания, чтобы «не замарать» руки. В итоге он получал дисциплинированных солдат, а те получали тумаки от сослуживцев, которые были повыше званием и со сроком службы в армии побольше.
Но это не означает, что ныне срочники получают меньше наказаний. Воспитывать солдат кому-то надо, и в нынешней армии этим занимаются сержанты-контрактники. То есть солдат срочной службы получает моральные и физические наказания от офицеров и сержантов, служащих по контракту. Это как раз и даёт повод заявлять министру обороны, что классической дедовщины в казахстанской армии нет.
Если поймают с сигаретой или насваем
В казахстанской армии сигареты и насвай запрещены для солдат-срочников, поэтому, если их застукают с ними, то жестокого наказания не миновать. Офицеры и сержанты уже натренированы замечать у солдата насвай во рту. Могут просто проходя мимо оттянуть губу и проверить, что за ней. Если попался, то обыщут одежду и вещи. Если найдут насвай, то заставят его весь съесть. После такого наказания у солдата начинается рвота и головокружение.
Видео ниже — со страницы @isa_presents, оно точно показывает будни армейской службы.
Сигареты, к счастью, не заставляют съедать. Но если поймали с ними, то могут заставить мыть туалеты в течение недели или долго стоять на полусогнутых ногах с вытянутыми вперед руками, или долго держать тяжелую гирю, отжиматься или одеть противогаз и в нем приседать, бегать и заниматься другими физическими упражнениями. Всё зависит от фантазии сержанта и конкретного случая.
А еще есть традиция хоронить окурок. Допустим, солдата поймали за курением сигарет. Ему приказывают выкопать яму в человеческий рост. После этого всем подразделением выносят окурок, солдаты толкают речь и «усопшего» предают земле. Такой вот воспитательный ритуал с элементами юмора.
Всех за одного
Бывает, что всё подразделение чем-то не угодило начальству. Например, солдаты показали неважные навыки строевой и боевой подготовки или шумели в казарме. Но могут наказать все подразделение и из-за проступка одного.
Самое распространенное коллективное наказание, это когда всем приказывают встать по команде смирно и затем читают устав или просто долго толкают воспитательную речь. Ну или просто все очень долго стоят.
Либо дают команду «к бою». По этой команде солдат должен лечь, принять боевое положение и отрапортовать, что к стрельбе готов, делая вид, что у него в руках реально есть автомат. Команду «к бою» дают везде — от казармы до полигона, заросшего колючими растениями.
Есть еще команда «вспышка справа/слева/с фронта/с тыла». По ней нужно лечь в сторону, противоположную от вспышки.
Приведу пример из моей армейской службы. Однажды зимой на территории стрельбища была такая сильная метель и туман, что мишеней не было видно на расстоянии ста метров. Стрельбы отложили, и солдаты просто стояли в строю. В лицо била метель, стоять было холодно. И сержант батареи решил, видимо, проявить «заботу» о солдатах, начав давать команды «вспышка» и «к бою». Спустя время метель закончилась, мишени стало видно, и солдат опять поставили в строй. Вышел заместитель командира части и увидел, что мы мокрые с головы до ног. Он огорчился, мол, солдаты могут заболеть. Но наш «воспитатель» стоял в сторонке, не решаясь взять на себя ответственность за наше здоровье.
А еще коллективное наказание часто применяют после отбоя. Его суть в том, чтобы просто не давать спать солдатам. Они стоят в строю в нижнем белье и слушают нотации от начальников.
Еще один из видов наказания — это приседание братским хватом. Это когда солдаты подразделения обнимают друг друга за плечи и приседают одновременно. Но такое наказание не пользуется спросом у начальников, так как от него не так уж и плохо.
Практикуется и наказание в виде удара током. В нашем подразделении его не использовали, но в других было. Это когда один солдат держит рукой провод от полевого телефона ТА-57, а остальные держат его и друг друга за руки. Потом кто-то вращает ручку телефона, вырабатывая напряжение, и ток бьет по всем.
Телесные наказания
Телесные наказания в армии тоже практикуются, но, бьют, как правило, так, чтобы не оставлять синяков. Обычно это шапалақ (пощечина). Или хватают за козырек кепки и бьют кулаком по макушке. Либо бьют по челюсти, дыхалке и т.д. Иногда провинившихся солдат в отдельной комнате бьют боксерскими перчатками. Ведь так синяки не остаются, но тяжесть удара мощная.
Есть еще такое наказание как «розочка», когда по ногтям бьют каким-нибудь металлическим предметом. Когда-то били бляхой от ремня, но сейчас ремни другие, поэтому используют, к примеру, металлическую линейку.
Военная полиция время от времени проверяет наличие у солдат синяков, но им обычно не выгодно выносить сор из избы. Ведь что бы то ни было потом с виновным в побоях, наказания за доносительство солдату не миновать. Да и прозвище «стукач» никто не хочет на себя примерять.
Поэтому, несмотря на то, что номера телефонов военной полиции, прокуратуры, командования части висят в казармах на видном месте, большинство неуставных взаимоотношений остается в секрете.
Формальные наказания
Официальные наказания солдат состоят из предупреждения, выговора и наряда вне очереди. Предупреждение и выговор заносятся в личное дело. Но поскольку в нынешней армии у солдата нет привилегий, то и отбирать у него особо нечего. Отпуск солдату не положен, и выше ефрейтора срочнику не прыгнуть. Поэтому предупреждение и выговор в качестве мер воспитания не работают.
Наряд вне очереди тоже не пользуется особым спросом среди сержантов, потому что если солдат недисциплинированный, то он будет нести наряд из рук вон плохо, а за это выговоры влепят уже командирам. Поэтому нарядом вне очереди как наказанием пользуются редко.
И на гауптвахту сажают редко. И обычно это делает не командование, а военная полиция. За все время моей службы в армии на гауптвахту посадили двух солдат, которых поймала в магазине военная полиция, при этом контрактник, который отправил их туда, не признался, что сам разрешил им…
Выше я привел примеры распространенных в армии наказаний. Но командиры всегда могут привнести в дело «воспитания» срочников свои творчество и фантазию. И вряд ли эту систему можно назвать несистемным явлением.
Все фото пресс-службы Министерства обороны РК
Хорошо все описали..
Благодарю!
Отправляю сына туда, очень переживаю