Министр здравоохранения Казахстана Алексей Цой, похоже, определил для себя «график» общения с журналистами — один раз в месяц он выходит на пресс-конференцию в Службе центральных коммуникаций при президенте. В 2021 году он провел первый брифинг 3 января. Второй его выход состоялся 10 февраля.
К слову, в этот же вечер министр Цой участвовал в программе «Ошакбаев LIVE» на госканале «Хабар 24». Видимо, по этой причине, у него, как всегда, не хватило времени ответить на все вопросы. До журналистов пяти изданий очередь попросту не дошла — модератор СЦК прекратила брифинг.
С чем на этот раз глава Минздрава вышел к СМИ?
Он сообщил о текущей ситуации с заболеваемостью коронавирусной инфекцией: на 10 февраля зарегистрировано 198 086 больных с положительным результатом COVID-19 и 48 388 случаев с КВИ-. Выздоровело 179 277 больных с КВИ+ и 37 998 больных с КВИ-. Занятость инфекционных коек составляет – 26% или 5 438 коек, занятость реанимационных коек – 18% или 352 койки.
В «красной» зоне находятся три региона — Акмолинская, Павлодарская области и город Нур-Султан. В «желтой» зоне — Западно-Казахстанская, Костанайская, Северо-Казахстанская области. Остальные 11 регионов — в зеленой зоне.
Что касается начавшейся 1 февраля вакцинации, то по стране развернуто 778 прививочных пунктов, и из них в настоящее время задействовано – 166. Все обеспечены необходимым оборудованием для обеспечения холодовой цепи. Обучено более 9 тысяч медработников. На 10 февраля привиты 13 301 человек.
«Первыми вакцинацию получают медицинские работники инфекционных стационаров, скорой медицинской помощи, а также других профилей, которые подвержены высокому риску заболевания КВИ. Далее к группе подлежащих будут подключены педагоги, сотрудники силовых структур с дальнейшим расширением контингента вакцинируемых по мере увеличения объемов вакцины», — отметил Цой.
В числе первых получателей вакцины — вице-министры здравоохранения, вакцинация которых, напомним, сопровождалась массовым скоплением людей (журналистов) в нарушение всех действующих запретов.
Кстати, на пресс-конференции было сообщено, что расследование по факту массового скопления в столице (где вакцинировался главный санитарный врач Ерлан Киясов) ведется, однако результатов еще нет. А вот в Алматы, где такое же скопление было при вакцинации Жандарбека Бекшина, никакого расследования не будет — поскольку не было заявления. Без заявления, как оказалось, Минздрав никаких мер принять не может.
Сам министр пока не вакцинировался, поскольку ожидает регистрацию отечественной вакцины — QazCovid-In.
«Это инактивированная вакцина. Этапы всех клинических исследований у нас находятся на особом контроле. Сейчас идет завершающая третья фаза клинических испытаний. Уже 3 тысячи добровольцев привиты. Вакцина показывает хороший эффект. И я как министр здравоохранения хотел поддержать именно казахстанскую вакцину. Когда выйдет, в числе первых привьюсь этой вакциной. Уже когда она будет официально допущена для вакцинации в Казахстане», — заявил Цой.
В казахстанской вакцине, по его словам, есть заинтересованность в мире, и Минздрав планирует продвигать отечественную разработку — после завершения строительства специального завода и завершения клинических исследований.
«Уже сейчас есть ряд стран, которые к нам обратились с интересом, но они все ждут результаты клинических исследований. По мере выпуска отечественной вакцины в первую очередь будет обеспечен рынок Казахстана. Пока мы свою потребность не насытим, мы на внешние рынки выходить не будем. После того, как мы увидим, что покрыли свою потребность, дальше можно будет говорить о том, чтобы вакцину передавать на внешние рынки. Мы, конечно же, в большом ожидании результатов», — заявил министр.
Пока же вакцинация ведется российской вакциной «Спутник V», и ее же производство планируется на Карагандинском фармацевтическом комплексе. Причем, как утверждает Цой, завод-производитель выбирали не в казахстанском Минздраве. Решение принимала российская сторона.
«Почему приоритет был отдан производству российской вакцины Спутник V на территории Казахстана? Вели ли вы лично переговоры по ее производству с Кайратом Боранбаевым, одним из совладельцев Карагандинского фармкомплекса?», — спросили у Цоя журналисты.
Глава Минздрава ответил так:
«Во-первых, российская вакцина – первая зарегистрированная в мире вакцина. Как только было объявлено, что она зарегистрирована, мы начали переговоры. (…) Со стороны РФ, есть такое — Российский фонд прямых инвестиций, который …имеет эксклюзивные права по трансферу технологий … С этим Фондом мы провели переговоры, как вы знаете, мы подписали меморандум о сотрудничестве. И предоставили перечень казахстанских предприятий, которые, возможно, могут быть партнерами для реализации производства вакцин в Казахстане.
РФПИ проанализировал действующие наши предприятия, и в Казахстане оказалось единственное предприятие, которое (выпускает ) препараты – это Карагандинский фармзавод. Остальные производства выпускают больше химические препараты – это таблетки, лекарства и так далее, в других формах. Поэтому единственное производство было выбрано.
Руководство Карагандинского фармзавода пошло нам навстречу, они остановили часть своего производства, реконструировали свою производственную площадку, адаптировали ее под производство вакцины, отработали всю логистику, проверили, сделали дополнительную валидацию. И после этого мы запустили там производство. То есть это был один из самых быстрых вариантов развертывания производства данной вакцины в Казахстане».
«Вы лично вели переговоры с господином Боранбаевым?» — уточнили у министра.
«Конечно, мы выходили и на учредителей, и на руководство завода. И практически в день по несколько раз, потому что согласовывали каждый шаг, процессы валидации, согласовывали графики выпуска вакцины, взаимодействия между РК и РФ, потому что в рамках договорных отношений непосредственно КФК заключил договор напрямую с РФПИ. И наша задача была сопроводить, чтобы никакие бюрократические процедуры не позволили задержать реализацию проекта. И в принципе сейчас идет все по графику», — ответил Цой.
Что касается стоимости, по его словам, на производство вакцины «Спутник V» на Карагандинском заводе выделено 15 млрд 175 млн тенге. Стоимость вакцины (пока речь идет о приобретенной в РФ) составляет 26 долларов за две дозы.
«Мы получили официальное письмо от единственного эксклюзивного поставщика за пределы России — РПФИ, что в дальнейшем цена будет пересмотрена. На данный момент 26 долларов», — уточнил министр.