Могут ли диктатура или авторитаризм быть лучше демократии?
Фридрих Хайек получил Нобелевскую премию по экономике, однако большая часть его работ была посвящена политической философии. Одна из наиболее известных его работ – «Дорога к рабству». Моя любимая глава в этой книге называется «Почему к власти приходят худшие?».
Хайек жил и работал в Австрии, Германии, Великобритании и Америке, преподавал в Лондонской школе экономики, Чикагском университете и всегда был окружён блестящими умами, такими как Джон Мейнард Кейнс, сэр Джон Ричард Хикс, Бертран Рассел, Милтон Фридман и многие другие. Хайек скончался в 1992 году в возрасте 93 лет.
Можно ли утверждать, задаётся вопросом Хайек, что если к власти в авторитарных режимах приходят хорошие люди, то они могут и будут использовать всю мощь системы ради всеобщего блага?
Можно ли поэтому утверждать, что в авторитарной системе как таковой нет ничего плохого, важны лишь характер и качества тех, кто встаёт у руля этой системы?
По мнению Хайека, есть три причины, почему к власти в авторитарных режимах приходят не лучшие, а худшие представители человечества.
Во-первых, образованные и интеллигентные люди, как правило, имеют разнообразные ценности, они постоянно задаются вопросами, спорят и дискутируют. Однако для выживания авторитарной системы необходимо, чтобы большие группы людей объединились вокруг схожих ценностей.
Образованные и интеллигентные люди постоянно ставят ценности под сомнение и спорят о них, поэтому «если мы хотим достичь единообразия взглядов, мы должны вести поиск в тех слоях общества, для которых характерны низкий моральный и интеллектуальный уровень, примитивные, грубые вкусы и инстинкты». Следовательно, первое, что необходимо авторитарному режиму, – это заручиться поддержкой наименее образованных слоёв общества.
Во-вторых, люди с общими примитивными ценностями (в отличие от людей образованных) согласны «принять любую готовую систему ценностей, если только её как следует вколотить им в голову, повторяя одно и то же достаточно часто и достаточно громко.
Таким образом, ряды тоталитарной партии будут пополняться людьми с неустойчивыми взглядами и легко возбудимыми эмоциями». Зачем думать о ценностях, если гораздо проще принять то, что принимают все вокруг?
В-третьих, примитивные слои общества нетрудно объединить против кого-то: «люди гораздо легче приходят к согласию на основе негативной программы — будь то ненависть к врагу или зависть к преуспевающим соседям, чем на основе программы, утверждающей позитивные задачи и ценности».
Именно это делают все авторитарные режимы – сплачивают людей против чего-то или кого-то, а не в их поддержку.
Заключение
Хайек утверждал, что авторитарные режимы по своей природе привлекают и продвигают людей с худшими человеческими качествами. Такие режимы опираются на необразованные массы с грубыми человеческими инстинктами, которыми легко манипулировать.
Беда в том, что даже демократическая система может вмиг превратиться в авторитарную, если слишком много власти концентрируется в одних руках. Единственный способ не допустить этого – децентрализовать власть. Великодушные автократии существуют лишь в теории, поскольку на деле не остаются великодушными.
Подробнее об этом читайте в отчёте «Экономика великодушных автократий».