Самая первая проблема взаимоотношений власти и населения требует ликбеза. Вопрос собственности.
У казахстанцев отжали страну, а они за десятилетия так еще и не поняли этого.
Потому что многие казахстанцы совершенно неправильно представляют себе ситуацию, когда обсуждают бюджеты, возмущаются тратами «наших налогов» и претендуют на свою долю от продажи недр и ресурсов страны.
Народ все еще считает, что Казахстан – это их владение.
Но в вопросах собственности государства большинство людей все еще живет нормами Советского Союза, в Конституции которого было записано: «Земля, ее недра, воды, растительный и животный мир в их естественном состоянии являются неотъемлемым достоянием народов, проживающих на данной территории».
И думают – это наши налоги, это наша нефть, наш уран, наша казна, наше благосостояние и вообще наша страна. Это наши города и наши дороги, наши власти и наше право требовать от власти бережного и рационального подхода к трате наших ресурсов.
Фундаментальная ошибка.
Потому что в Конституции Казахстана написано иначе: «Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности».
А в законе о госсобственности сказано, что управление государственным имуществом осуществляет Республика Казахстан или административно-территориальная единица Республики Казахстан.
А кто именно, ведь государство – это только форма организации общества? Так правительство организует управление государственным имуществом. Подотчетное и исполняющее поручения президента.
Идем по цепочке вертикального управления, и понимаем, что фактическим хозяином страны является ее глава (у нас таких два, но понимаем, что один). Не просто фигуральным хозяином, а самым настоящим, имеющим право и возможность распоряжаться имуществом страны, как ему захочется. Все остальные под ним лишь исполняют его указания.
И на самом деле никто не может предъявить претензии президентам за, например, продажу экономической основы государства: разработки ресурсов или недр — в руки иностранных или «отечественных» инвесторов. Да и за все остальное – тоже. Во-первых, по умолчанию считается, что правители страны действуют в ее интересах. И они в реальности решают: что правильно, а что нет – без вашей помощи и без ваших советов.
А во-вторых, это не ваше дело. Какое вообще отношение вы имеете к тому, что вам не принадлежит?
В государствах, где персоналии во власти меняются достаточно часто, они – временные управляющие. На них есть рычаги давления у множества государственных институтов, они знают, что могут ответить за совершенные ошибки или действия.
В государстве, где высшая власть десятилетиями принадлежит одному человеку, только он и определяет, как и что должно происходить, кому и на каких условиях можно рулить экономикой, кому разрабатывать недра, а кому продавать нарытое добро. И даже если появляется преемник, рекомендованный тем самым одним человеком, то мы понимаем, что выбирают в преемники совсем не тех, кто способен провести ревизию действий прошедших лет. Ну а то, что президенты законно не отвечают за свои действия во времена правления – нонсенс, но удобно. Это лишь подтверждает их право делать все, что вздумается, без контроля и особого влияния кого-нибудь наподобие «народа Казахстана»
Это не ваши реки и озера, это не ваши города. И налоги, которые вы платите, становятся не вашими сразу, как только поступают на счет государства. И государство – тоже не ваше, если в нем вам не принадлежит ничего, кроме неких фантомных прав, свобод и надежды на беспокойство государства о вашей судьбе. И вы – не государство.
Вы просто люди, живущие на территории этой страны.
Да, у вас есть право непосредственно управлять страной через референдумы (смешно, у нас было-то всего два референдума за всю историю: принятие Конституции и продление Нурсултану Назарбаеву срока правления). А еще вы теоретически способны влиять на управление государством через выборные органы, в которых абсолютное большинство – представители партии власти. Тоже смешно, потому что вы даже выбрать своего депутата не сможете, если он не состоит в нужной партии.
Вот это надо разъяснять и пропагандировать, а не патриотизм по отношению к стране, в которой большинству людям не принадлежит ничего, а крохотному меньшинству — всё.
Чтобы обычные люди понимали их место.