Сегодня, 24 апреля 2021 года, не стало известного казахстанского политолога Дастана Кадыржанова.
Тяжело это осознавать и невозможно в это поверить…
Аналитик, публицист, кинодраматург, автор нескольких книг Дастан Кадыржанов был не только сильным аналитиком и экспертом, но и очень глубоким человеком. Таких в Казахстане единицы.
Об этом свидетельствуют воспоминания его друзей и коллег в Facebook. Мы собрали некоторые из них.
Казбек Бейсебаев, дипломат и блогер:
«Мы в начале 90-х вместе работали в консульском управлении МИД. У нас много было общего. Мы оба обучались восточным языкам в Москве. Он был творческой личностью и рамки МИД ему были тесны. Потом уйдет на телевидение, где и покажет свой потенциал.
Мы с ним долго не виделись и относительно недавно вновь стали общаться. Мой бывший коллега по МИДу уже стал писателем и философом. Он общался с Кунаевым и от него много интересного узнал из нашей новейшей истории Благодаря ему я был одним из тех, кто первый ознакомился с духовным завещанием классика Адбижамила Нурпеисова.
В последний раз мы виделись на одном из разрешенных митингов и говорили про сегодняшнюю ситуацию. Были у меня кое-какие планы с ним на послековидный период. Но теперь не получится. Этот коронавирус забрал моего друга. Қош бол Дастан».
Сергей Дуванов, публицист:
«Ушел Дастан Кадыржанов. Если откровенно – для меня это удар! Только недавно Дастан демонстрировал в «Политоне» свою эрудицию и умение здраво и логически мыслить, и вот его уже нет. Трудно в это поверить.
Дикий зверь под названием Ковид19 не щадит ни кого. Ни лидеров общественного мнения, ни людей от сохи. Только недавно был Казис Тогузбаев. Кого еще мы не досчитаемся пока нерасторопные во власти и идиоты, не верящие в коронавирус и прививки, будут помогать смертельному вирусу собирать ужасную дань?
Мы потеряли одного из самых образованных и эрудированных казахстанских политических аналитиков. Если честно, таких — раз, два и обчелся.
Да, он оппонировал власти! Но делал это по своему, без эпатажа и дешевой публичности. Он это делал интеллектуально в своих статьях в СМИ и постах в социальных сетях. Его анализ всегда отличался глубиной и логичностью.
Как публицист Дастан был последовательным сторонником либерально-демократических принципов, понимая, что только глубокая политическая модернизация способна вырвать страну из социально-экономической стагнации в какой она пребывает. И он делал все возможное, чтобы это произошло. Увы, пандемия оборвала жизнь этого умнейшего и достойнейшего человека в самом расцвете творческих сил. Он не сделал много из того, что мог бы сделать в этот сложный и ответственный момент казахстанской истории.
Очень жаль, что мы потеряли такого нужного Казахстану человека. Я скорблю вместе со всеми, кто знал этого замечательного человека».
Досым Сатпаев, политолог:
«Неожиданное и трагическое событие! Скончался Гражданин с большой буквы, прекрасный аналитик и замечательный публицист Дастан Кадыржанов. Один из немногих независимо мыслящих людей, который говорил то, что думал и делал то, что говорил. Выражаю мои соболезнования всем родным и близким Дастана! Его острого пера и честного голоса нам будет не хватать«.
Аян Шарипбаев, журналист:
«Прощай, Дастан. Этой весной в нашем городе будет благоухать сирень. Ты бы очень сильно переживал, знай, как мы, твои друзья, будем тебя оплакивать. Такую потерю невозможно принять.
Твое покрытое шрамами от несправедливости сердце остановилось. Именно так ты принимал неправоту, ложь — близко к сердцу. И оно остановилось.
Твоя искренность, твой ум…Ты мне оставил мечту — я бы хотел снова поговорить с тобой, нет, скорее, просто послушать. То, как ты чувствовал время, не чувствует никто. Ты жил, ты понимал эту жизнь.
Мы думаем, мы хотим, чтобы наша жизнь просто шла день за днем — вчера, сегодня, завтра — мы так хотим. Но нет, сегодня изменилось многое — умер Дастан. Сегодня вы обернетесь и что-то полностью изменится, потому что завтра с нами не будет хорошего человека.
Солнце садится, и прежде чем оно снова взойдет, мы осознаем, как много мы потеряли. Человек так устроен: ему нужно время, чтобы понять. Я так хотел с тобой поговорить и сказать, что давно не видел тебя, мой дорогой друг. Я так боялся, что это случится…Поверьте, друзья, ушел, навсегда ушел, очень хороший человек».
Нуржан Альтаев, экс-депутат:
«Дастан всегда отличался своим острым умом, обширным кругозором и творческой фантазиией. Так четко описывал все исторические периоды нашего народа, так метко описывал настроения и выбор казахов в тот или иной период истории. До глубины души всегда болел за свою родину и отчизну. Каждый его труд остался для будущих поколений литературным шедевром. Выражаю свои соболезнования родным и близким. Это большая утрата для всех нас, он навсегда останется нашим другом. Иманды болсын! Аллах алдынан жарылқасын!».
Эти стихи Дастан Кадыржанов написал в 2008 году:
«Тревожно мне… Чадящей лампы свет
Недолго освещал немую келью.
Среди бездумного метания теней
Уходит сон духовного похмелья.
Безмолвие архитектуры страха
Слепой покорностью камней
Лишь укрепляет власть людей,
Под всепрощением Аллаха,
Над тем из нас, кто болен сном ума,
Над тем, кто научился славословью
Перед властителями, делящими трон,
Воздвигнутый невежеством и кровью.
Молчание носителей учений
И страх читающих псалмы
Воздвигли стены той тюрьмы,
Где правит безупречный гений
С холодными и бледными глазами.
Там, где менялы и купцы
И благочинные отцы
Без принужденья, дружно, сами
Под музыку, в воскресный светлый день,
Под смех и одобренье милых дам,
Вокруг столов негоциантов
Себе фальшивый строят храм.
Тревожно мне… Не оттого, что больно.
Я — часть той массы у Ортеги-и-Гассета,
Что восстает под ритмы песнопений
Под лампами искусственного света.
Я – часть реки! Моей тревоги корни
Лишь в том, что выгляжу не так,
И в том ряду, куда меня вписали,
Не слишком чётко
Свой чеканю
Шаг».
Дастан Кадыржанов был другом и лучшим экспертом редакции еще со времен «Республики». Он всегда откликался с радостью на просьбы дать интервью и комментарии, которые вызывали большой интерес у читателей. Он писал остро и временами жестко, но всегда по существу.
«Нам не нужен ни прибалтийский, ни какой другой чей-то путь. Нация должна обладать собственным потенциалом выработки стратегии развития. Она должна его не «списать», а породить в своем самосознании. Прежде всего потому, что просто невозможно полностью скопировать чей-то другой опыт.
Каждая страна всегда живет в собственных исторических и геополитических реалиях. Прибалтика была не столь продолжительный период в составе СССР, как мы, и всегда обладала «нужным» и «разумно достаточным» уровнем «анитсоветскости», чтобы быстро отказаться от инерционного постсоветского мышления.
Тем не менее я не сторонник утверждения, что «чем более мы советские, тем менее национальные или демократические». Вопрос нужно рассматривать в ином ракурсе — прошлого не изменить, даже если его по-другому пересказать, а вот уметь негатив превращать в позитив — это уже уровневое понимание вопроса. Это банальное утверждение, но, как ни странно, на деле не доминирующее.
Шанс построить демократическое, справедливое государство у нас пока еще есть. Сделать паспорт гражданина Казахстана «весомым» в социально-политическом, да и в материальном смысле — тоже. Но это должно стать общенациональным трендом. Народ перестанут дурачить только тогда, когда он сам перестанет это терпеть».
(Отрывок из интервью газете «Голос республики» №40 (262) от 26 октября 2012 года)
Все, что он говорил в этом интервью, до сих пор актуально. А в каждой строчке его стихов, интервью и книг чувствуется боль, любовь, ответственность и отчаянное сопротивление несправедливости, происходящей вокруг.
Таким он был. Таким он останется в нашей памяти и памяти читателей.
Дастан Кадыржанов — историк-востоковед, политолог, публицист, автор несколько книг и научных трудов, среди которых: «Сердце Родины», «История про Хорошего и Доброго Парня», сборник стихов «Маленькие истории большого одиночества». В октябре ему исполнилось бы 55 лет, но его сердце не выдержало испытания коронавирусом. Он скончался в больнице, куда попал неделю назад.
Покойся с миром, Дастан!
Редакция KZ.MEDIA выражает соболезнования близким Дастана Кадыржанова.