Принудительная посадка самолета в аэропорту Минска и последующий арест беларуского оппозиционного журналиста Романа Протасевича отнюдь не ноу-хау диктатора Лукашенко. В мировой истории авиации подобные случаи уже были.
В 2012 году истребители ВВС Турции были подняты, чтобы вынудить сирийский пассажирский самолет сесть в Анкаре. Борт, следовавший из Москвы в Дамаск, заподозрили в перевозке военного груза. После осмотра самолета было объявлено, что в нем перевозили компоненты для изготовления ракет и оборудование для армейской радиосвязи. Все это было изъято, после чего самолету позволили продолжить полет в Сирию.
В июле 2013 года президентский борт лидера Боливии Эво Моралеса заподозрили в перевозке Эдварда Сноудена*. Все потому, что он летел из Москвы, где президент Моралес принимал участие в Форуме стран-экспортеров газа и неосторожно заявил, что Боливия готова предоставить убежище Сноудену.
*Эдвард Сноуден — бывший сотрудник ЦРУ и АНБ США. В начале июня 2013 года он передал газетам The Guardian и The Washington Post секретную информацию АНБ, касающуюся слежки американских спецслужб по всему миру при помощи существующих информационных сетей и сетей связи. В США Сноудену были предъявлены обвинения в шпионаже и похищении госсобственности, но заочно, так как он успел уехать из США. Сегодня живет в России.
История развивалась так. Вначале Париж и Лиссабон закрыли свое воздушное пространство для самолета Эво Моралеса. Позже их примеру последовали Рим и Мадрид. В итоге самолет Эво Моралеса совершил вынужденную посадку в Вене. После прохождения пассажирами паспортного контроля МВД Австрии заверило, что Эдварда Сноудена там нет. Известие побудило власти Франции, Португалии, Италии и Испании предоставить коридор самолету боливийского лидера, и он благополучно вернулся домой. Однако осадок, что называется, остался.
21 октября 2016 года диспетчер киевского аэропорта «Жуляны» пригрозил поднять в воздух истребители в случае отказа пилотов гражданского лайнера беларуской авиакомпании «Белавиа», на борту которого находились 142 человека, вернуться в аэропорт.
Позже Минск опубликовал стенограмму переговоров экипажа самолета с диспетчером. Там есть такая фраза:
«Белавиа–840, поступило указание, вам необходимо вернуться на аэродром вылета «Жуляны», за невыполнение будет поднята боевая авиация на перехват».
Выяснилось, что вернули борт из-за одного из пассажиров — блогера и журналиста Армена Мартиросяна, гражданина Армении. Спецслужбы Украины заявили, что, по их данным, он может представлять угрозу национальной безопасности Украины. Активист был известен жесткой критикой Евромайдана*, он называл события тех дней в Киеве государственным переворотом. Позже Армена Мартиросяна отпустили и разрешили ему улететь в Минск.
* Евромайдан — массовая акция протеста в Киеве. Началась 21 ноября 2013 года и завершилась в феврале 2014 года , когда бывший президент Украины Виктор Янукович вынужден был бежать из страны.
Вообще, эксперты отмечают, что военную авиацию и прежде задействовали для сопровождения авиалайнеров. Однако это происходило лишь при угрозах взрывов на борту гражданского самолета либо при появлении в воздушном пространстве страны пассажирских судов без опознавательных знаков. Но точно не для того, чтобы вынудить борт сесть не в аэропорту назначения ради задержания журналиста, не угодившего властям.
НАПОМНИМ, ЧТО вчера, 23 мая 2021 года, в Минске из-за сообщения о минировании экстренно совершил посадку самолет ирландской авиакомпании Ryanair, следовавший из Афин в Вильнюс. На борту был бывший главный редактор беларуского издания Nexta Роман Протасевич. Он задержан. Грянул скандал – мир возмущен тем, что ради задержания журналиста беларуский режим развернул самолет, задействовав военную авиацию.
Ой ну вот не надо притягивать за уши. Статья чтобы оправдать режим Лукашенко?! Сноудена на рейсе не было и самолет в итоге спокойно вылетел, а Турция принудила самолет к посадке перевозивший компоненты РАКЕТ! По сути остановило контрабанду да еще и военную!! Ну Киев да, и то Мартиросяна отпустили. И вы это сравниваете с безобразием творимым тираном Лукашенко?