В Казахской мифологии есть загадочное существо, о котором веками слагают легенды. Мало, кто видел его, но оно, как истина, которая где-то рядом. И имя ему — нағыз қазақтың қызы (настоящая казахская девушка).
Когда я готовлю бешбармак, жарю баурсаки и завариваю добротный чай с молоком, мне с придыханием говорят, что я — нағыз қазақтың қызы. Но меня одолевают сомнения. Так ли это? Не обманываю ли я ожидания, с такой надеждой наложенные на меня? Ведь в реальности я готовлю беш и баурсаки, потому что я сама этого хочу, но вряд ли бы с таким же рвением готовила все это каждую неделю на 30 человек, которые с поводом и без приходили бы к нам домой с супругом, живи мы в Казахстане.
Потому что нағыз қазақтың қызы обязательно живет с родителями мужа, когда выходит замуж. Она чтит традиции и принимает их как само собой разумеющееся и без намека на критическое мышление. Традиции всегда идут первее, нежели здравый смысл и ничего, что невестка и свекровь пересрутся, потому что в принципе ужиться двум хозяйкам под одной крышей очень трудно. Но нағыз қазақтың қызы будет скромно улыбаться и стараться еще больше.
Я умею держать дом в идеальной чистоте ибо выросла в доме казахской мамы, которую никогда до конца не устраивала уборка («Плинтусы я буду мыть?» или «Окна такие грязные, что даже солнце не пробивается»). Чистоплотность — еще одна особенность нағыз қазақтың қызы. И попробуй принять гостей с легким художественным беспорядком. Слух о том, что «Ғалияның қызы шошқа екен» пронесется до Луны и обратно и будет твоим вечным клеймом. Но опять же — идеальная чистота у нас бывает только один раз в неделю — в день уборки, соответственно, я не дотягиваю до почётного звания нағыз қазақтың қызы.
Я ношу мини-юбки и хожу без бюстгальтера летом, потому что жарко. Но разве нағыз қазақтың қызы будет так ходить? Конечно же, нет. Женское тело вызывает ужас в обществе, ведь оно постыдное и притягивает всякого рода проблемы, поэтому оно должно быть максимально закрыто.
А еще нағыз қазақтың қызы чиста и невинна, как слеза новорожденного. Она должна беречь свою чистоту для будущего супруга. Она не может распоряжаться своим телом, ведь оно не на сто процентов принадлежит ей, и она не совсем знает, что ей с этим делать, поэтому неравнодушные люди будут неустанно, день и ночь, давать ей советы. А вообще нағыз қазақтың қызы, по сути, существо мифическое, соответственно, она асексуальна. А если сексуальна, то автоматически жалеп (шлюха).
Нағыз қазақтың қызы принадлежит только своей нации. Не дай бог, она влюбится и выйдет замуж за мужчину другой национальности, все, кирдык. Она лишается титула. Она предательница — она предала свой священный род, родителей, будущее страны.
Есть целая сводка запретов для нағыз қазақтың қызы — от простейших, вроде не издевайся над человеком (дословно на казахском: кісіні қорлап жәбірлеме) до откровенно абсурдных — не лежать навзничь (а то что?) или не сидеть с раздвинутыми ногами (видимо, наши предшественницы, целыми днями не слезая с лошадей, спускаясь на землю занимались manspreading-ом).
Нағыз қазақтың қызы должна быть мягкой, не перебивать, слушаться всех подряд, ведь они знают лучше, чем она. Она никогда сама ничего не решает, ведь существо оно воздушное и инфантильное, но вот, парадокс, при всем при этом ответственность за все, что происходит во вселенной, всегда лежит на ней — от «не дать себя изнасиловать» до «воспитания нации». Как там говорят: қыздарымыз ибалы болса, ұрпағымыз аман болады.
Современные казахские певицы и ведущие бессовестно транслируют через инстаграм свое нағыз қазақ қызство. Они такие чистые, натуральные, часто в платках, селфи с мешіт, потому что она «діни ұстамы мен имамы» бар қыз; она готовит плов, делится рецептом самых правильных шелпеков, учит женским мудростям (чаще всего о послушании и целомудрии) и имеет нулевую гражданскую позицию, ведь она, будучи нағыз қазақтың қызы, тихая и безмолвная. Будь-то митинги, резонансные дела, она так же будет хлопать нарощенными ресницами и продолжать выкладывать селфи с мечети (она неустанно молится за нас) со словами: елімізде тыныштық болсын.
Я катастрофически проваливаю по всем пунктам для становления нағыз қазақтың қызы. Я не всегда встречаю мужа горячим ужином, не уважаю беспрекословно всех старших, не считаю мужчин выше себя и что надо им повиноваться, могу громко разговаривать, перебивать.
Ну и самое главное, я не стану приносить себя в жертву ожиданиям общества, чтобы меня погладили по голове, сказав, что вот теперь я нағыз қазақтың қызы. Потому что я ни за что не хочу ею быть. Лучше я буду собой, да, не совсем идеальной, но собой. И свободной от навязанной мне устаревшей ролевой модели нағыз қазақтың қызы. Так по крайней мере, честнее.
Справедливости ради, женский промискуитет является табу для всех цивилизованных обществ нашей планеты, поэтому это не является особенностью казахской культуры.
Насчет традиций — есть хорошие традиции, есть не очень актуальные, поэтому, как правильно пишет автор, надо использовать критическое мышление при принятии решений.
В целом, мысль-то правильная — надо думать и делать все исходя из своих побуждений, а не мнения других людей, но текст провокационный и не объективный.