Воскресенье, 15 августа, стало исторической датой в современной истории Афганистана: Кабул был стремительно захвачен движением «Талибан»*, а президент Ашраф Гани бежал из страны. Так бесславно завершилась двадцатилетняя война США в Афганистане.
События в Кабуле, происходившие в течение 15 августа, менялись с калейдоскопической скоростью. Вопреки ожиданиям, никакого штурма или осады афганской столицы, включая уличные бои и взятие президентского дворца, не произошло. Город просто сдали без боя – уже вечером 15 августа весь мир облетели фотографии талибов, позирующих в президентском дворце.
А за несколько предыдущих дней «Талибан» захватил другие крупнейшие города страны, в том числе Кандагар, Герат, Мазари-Шариф.
По сути, чтобы захватить страну и свергнуть правительство Афганистана, талибам потребовался всего месяц.
На картах внизу видно как стремительно изменилась ситуация в Афганистане буквально за месяц (красным цветом выделены районы, контролируемые талибами, голубым — правительством, желтым — переходящие туда-сюда).
Напомним, как развивались события. Президент Соединенных Штатов Джо Байден объявил 14 апреля, что принял решение завершить операцию в Афганистане, ставшую самой продолжительной зарубежной военной кампанией в американской истории – почти 20 лет американцы воевали с талибами. Вывод американских войск начался в мае и должен был завершиться 11 сентября.
* Талибан — исламистское движение, зародившееся в Афганистане среди пуштунов в 1994 году, правило Афганистаном с 1996 по 2001 год («Исламский Эмират Афганистан»). Признано ООН террористической организацией.
После терактов 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке США начали контртеррористическую операцию «Несокрушимая свобода» против Исламского Эмирата Афганистан и при поддержке НАТО свергли режим «Талибана». Талибы ушли в подполье и частично отступили в соседний Пакистан — провинцию Вазиристан, где объединились под началом Хаджи Омара. С начала 2000-х годов Вазиристан являлся оплотом движения «Талибан», откуда спустя время оно вновь начало отвоевывать территории Афганистана.
Но как только США начали выводить войска, «Талибан» заметно активизировал военные действия, что, впрочем, никак не повлияло на решение Вашингтона завершить свое военное присутствие в Афганистане.
2 июля мировые СМИ сообщили, что военные армии США внезапно и под покровом ночи покинули главную авиабазу Баграм в Афганистане.
Это был крупнейший в стране военный аэродром, где служили тысячи солдат. Все это время он имел стратегическое значение для всей афганской кампании. Кроме того, там находилась тюрьма, где содержалось около 5 тысяч заключенных, многие из которых, были талибами.
Как сообщало агентство AP, афганские военные узнали об уходе американцев из Баграма лишь по рассказам местных. К тому моменту, когда они явились на аэродром проверить эти слухи, на брошенной базе уже орудовали мародеры. На базе оставили все – воду, продукты, пайки, тысячи автомобилей и сотни бронетранспортеров, телефоны, оборудование для спутниковой связи, стрелковый аресенал и боеприпасы. И примерно такая же картина наблюдалась на других американских базах после ухода войск США.
Довольно быстро весь этот внушительный аресенал оказался в руках боевиков движения «Талибан» — они захватывали территории, оставляемые американскими войсками буквально с молниеносной скоростью.
Что любопытно – президент США Джо Байден месяц назад отвечая на вопросы журналистов уверенно отвечал, что правительственные войска Афганистана многочисленны, хорошо подготовлены и вооружены, поэтому им под силу сдержать натиск талибов.
«У афганских войск есть 300 тысяч хорошо оснащенных солдат, так же хорошо оснащенных, как любая армия в мире, и силы ВВС — против примерно 75 тысяч талибов. Правительство Афганистана должно собраться. У него явно есть возможность сохранить свое положение. Вопрос в том, получится ли у них объединиться, а не в том, есть ли у них возможности. У них есть возможности. У них есть силы. У них есть оборудование. Вопрос в том, сделают ли они это», — говорил 8 июля Джо Байден.
Не сделали.
Выйдя утром 15 августа на окраины Кабула, боевики потребовали принять их делегатов в президентском дворце, чтобы обсудить «мирный транзит власти». К афганской столице они подошли практически беспрепятственно, наступая со всех сторон, а затем неожиданно объявили, что останавливают штурм.
«Мы хотим избежать жертв среди гражданского населения, но мы не объявляли о прекращении огня, — пояснил пресс-секретарь движения Забихулла Муджахид.— Мы дадим право безопасного проезда каждому, кто захочет покинуть столицу Кабул, мы призываем женщин отправиться в безопасные места в столице».
Всем мужчинам, которые служили в афганской армии и спецслужбах и вели боевые действия против талибов, была обещана амнистия.
«Исламский Эмират Афганистан распахнул свои двери для тех, кто ранее работал с оккупантами и помогал им, а также тех, кто и сейчас находится на стороне коррумпированной кабульской администрации. Мы вновь призываем всех их служить народу и стране», — заявил пресс-секретарь политического офиса «Талибана» в Катаре Мохаммад Сухейл Шахин.
Боевики начали занимать один квартал города за другим. Одним из первых знаковых мест, где они смогли закрепиться, стал университет, расположенный на окраине. При этом бежать из Афганистана было практически некуда — как утверждало агентство Associated Press (AP), к утру талибы получили контроль над всеми сухопутными погранпереходами.
Аэропорт Кабула продолжал работу, но в нем царил хаос, поскольку только через него еще можно было покинуть страну. В него ринулись все, кто хотел сбежать от талибов. Но коммерческие рейсы были прекращены. Американцы на военных самолетах вывозят своих. Президент (бывший) Ашраф Гани со свитой сбежал.
СМИ сообщали, что охрана, таможня, пограничники из аэропорта ушли еще утром. Один из очевидцев рассказал BBC, что было в аэропорту Кабула:
«После того, как по залу вылетов разнесся слух, что для чиновников и политиков, приехавших в аэропорт, тайно печатают посадочные талоны, в нем начался хаос.
Я видел трех бывших депутатов, нескольких заместителей министров и знаменитостей, стоявших в очереди. У некоторых даже не было брони. Мы ждали почти восемь часов, а потом сотрудники аэропорта начали уходить — сначала из-за своих мест за стойкой регистрации, потом из-за стоек миграционного и паспортного контроля…
Из-за расползающихся слухов ситуация превратилась в хаос.
Часть пассажиров уехала из аэропорта, другие побежали в сторону посадочных гейтов. В кабинках паспортного контроля никого не было, турникеты на проход были сломаны.
Проверки багажа не было, мы просто прошли к гейтам и увидели, что большие стеклянные двери между воротами и самолетами разбиты. Люди побежали в сторону последнего самолета.
Был еще один рейс, на который люди пытались сесть. Началась практически давка.
Мы вернулись и увидели множество людей, сидящих под крыльями самолета неподалеку от ВПП в надежде, что им достанется место. Люди были в шоке — бегали от одного самолета к другому.
Мы пошли на выход, к машине, и увидели вооруженных охранников в штатском. Люди были в отчаянии; кто-то бежал к аэропорту, кто-то от него. Охрана аэропорта начала отпугивать людей выстрелами в воздух».
Позже в СМИ появились сообщения о нескольких погибших в аэропорту, но пока не ясно, что стало причиной – давка, травмы от падений с высоты или пули тех, кто отпугивал обезумевших людей от переполненных самолетов.
А пока в городе царила паника, переговорщики талибов прибыли в президентский дворец в Кабуле и там их свободно приняли. Как сообщали СМИ, случилось это около 12:00 по московскому времени. Как утверждает источник телеканала CNN, представителей движения было восемь или девять, главный из них Анас Хаккани — брат заместителя главы (а де-факто лидера) «Талибана» Сираджуддина Хаккани.
Вскоре после начала переговоров в президентском дворце появилась информация о том, что предполагаемым главой переходного правительства может стать бывший глава МВД и посол Афганистана в Германии Али Ахмад Джалали. В свою очередь, экс-президент Хамид Карзай сообщил о том, что в условиях вакуума власти лично он, а также председатель Высшего совета по национальному примирению Абдулла Абдулла и лидер Исламской партии Афганистана Гульбеддин Хекматияр сформировали совет, цель которого — «не допустить хаоса, страданий народа и управлять мирным транзитом власти».
Впрочем, «Талибан» уже заявил, что не нуждаются в помощи совета. В ночь на понедельник официальный представитель политофиса «Талибана» Мухаммед Наим заявил, что война в Афганистане окончена.
Чем грозит странам-соседям победа «Талибана» в Афганистане?
Об этом в интервью «Медузе» размышляет эксперт российского Центра изучения современного Афганистана Андрей Серенко (ниже приводим его фрагмент):
«Страшнее всего то, что происходящее сейчас — это мощная реклама джихадизма по всему миру. Со стороны выглядит так, что джихадисты одержали победу над сверхдержавой. Сейчас «Талибан» становится модным джихадистским брендом. Совершенно точно стоит ждать моды на «Талибан» в России, на Кавказе, в Центральной Азии…
Простых афганцев ничего хорошего не ждет. Сейчас идет оккупация страны террористической группировкой. Группировкой, которая говорит одно, а делает другое. Надо понимать, что талибы — мастера информационных кампаний. Они выиграли информационную войну у афганского правительства… Скоро начнутся карательные чистки, преследование национальных меньшинств, постепенная замена местных чиновников людьми из Пакистана и так далее.
По сути, сейчас в Афганистане формируется колониальная администрация. Афганистан станет пакистанской колонией при талибах. В Пакистане находятся тренировочные лагеря талибов, бизнес этих людей. По факту «Талибан» — это гибридное подразделение пакистанской армии. Сейчас же мы фактически наблюдаем победу Пакистана в гибридной войне с Афганистаном.
США предали своих союзников в Афганистане. Факт предательства, по сути, всей страны несомненен. Сейчас Америку и НАТО в Афганистане ненавидят. Так что все плохо. Нас ждут темные времена. Мы присутствуем при рождении новой джихадистской моды. И никакие афганские границы их не удержат».