У меня возник вопрос – почему, собственно, из бюджета ВКО по линии аппарата акима области тратятся деньги на автотранспорт, у которого есть право въезда на территорию администрации президента, парламента, правительства и других госорганов страны вот именно в Нур-Султане.
Теоретически я представляю себе ситуацию, когда представители восточноказахстанской администрации приезжают в столицу – отчитываться или вершить иные дела, но почему для того, чтобы попасть в госорганы нужно именно за деньги бюджета арендовать транспорт с литерными сериями? Почему госорганы не способны сами для себя сделать систему обслуживания такой, чтобы не приходилось деньги из кармана в карман перекидывать?
На услуги аренды такого автотранспорта в Нур-Султане в 2021 году аппарат акима ВКО потратит (по условиям действующих договоров) всего-то 3,5 млн тенге. Получит их Автохозяйство управделами президента. РГП на праве хозяйственного ведения. Немного, особенно если учесть, что на те же цели тому же предприятию только администрация президента страны заплатит 348 миллионов тенге. А вообще платят все – от министерств до акиматов.
Ах, ну автохозяйство – обслуживает далеко не только чиновников. Это же предприятие на праве хозяйственного ведения – со своей прибылью, с возможность оказания услуг не только госорганам, но и остальным непричастным. Даже физические лица могут заказать себе автомобиль – по очень демократичной, кстати, цене.
Так, например, час аренды Mercedes Benz S500 Maybach обойдется в смешные 2585 тенге. Да мы за получасовую поездку на такси по городу больше платим! Нет, разовая услуга, конечно, подороже – 18 000 тенге в час, если судить по ценам, опубликованным на сайте автохозяйства. Но, предполагаю, мне и по разовой цене ребенка до школы не докинуть на этих автомобилях.
Просто очень любопытно, а зачем обеспечение услуг по обслуживанию государственного управления выполняет государственное же предприятие и берет с государственных же структур деньги из их бюджетов?
Но, задавшись таким вопросом, я вдруг углубилась в такую бездну, из которой не знаю, смогу ли выбраться.
Например – а по каким причинам у нас в государстве выбрана модель, по которой госорганы (вернее их вроде бы структурные компоненты) – юридические лица, причем с разными формами: от простого государственного учреждения до организаций с правом хозяйственного ведения?
По наивности моей, я предположила, что выделение из госорганов (которые не являются юрлицами) структур в предприятия (которые и сами юрлица и могут участвовать в учреждении юрлиц) коренным образом меняет систему ответственности всей этой толпы именно перед народом Казахстана. И понятие государственная услуга, какой бы смысл в ней не существовал интуитивно, становится именно «услугой» в применении к клиенту, а не обязанностью государства по взаимодействию со своими гражданами.
И кроме того – еще, конечно, тысяча вопросов. И о необходимости переходе денег из кармана в карман при взаимных операциях между теми, которых я считаю государственными органами управления и их компонентами (но юридически – это вообще не одно и то же).
Я и сама понять хочу, и чтобы объяснить смогла. Подскажите, а, размаячьте?