В среду в кулуарах казахстанского парламента министр прокомментировал журналистам решение шведского суда по делу молдавских инвесторов Стати и появившуюся в прессе информацию об аресте в Лондоне недвижимости спикера Сената Парламента РК Дариги Назарбаевой и ее сына Нурали Алиева.
Казахстан хочет перевести разбирательство с молдавскими инвесторами в «уголовное поле». Министр юстиции Казахстана Марат Бекетаев уверяет, что возможности судебных разбирательств Казахстана и молдавских инвесторов Анатола и Габриеля Стати еще не исчерпаны. Более того, в деле скоро наступит новый поворот — уголовный.
Заявление Бекетаева стало реакцией на решение шведского суда, не просто отказавшего представителям Казахстана в пересмотре решения по делу Стати, но и высмеявшего некомпетентность казахстанского министерства юстиции. (Подробнее здесь).
«Решение шведского суда по Стати прокомментируйте. Правильно мы понимаем, что это уже окончательный проигрыш?» — спросили журналисты.
«Вы неправильно понимаете, это не окончательный проигрыш, — заявил министр в ответ. — Еще много процедурных возможностей имеется, в том числе и обжалования. Я, может быть, открою завесу тайны над дальнейшими действиями. Если раньше работа велась только в гражданско-правовом поле, сейчас уже несколько месяцев работа проводится и в уголовно-правовом поле».
Журналисты: «Это что означает?»
Министр: «Это значит, что идет расследование преступлений так называемого инвестора Стати».
Что касается арестованной в Лондоне недвижимости членов главной в Казахстане Семьи, то Марат Бекетаев сказал много, но ничего конкретного:
«Для того, чтобы комментировать индивидуальные судебные процессы, нужно дождаться их завершения. Нужно изучить все материалы этого процесса, и только после этого профессиональный юрист может высказать свое мнение. И это будет его мнение. Для того, чтобы иметь позицию госоргана, должны быть другие обстоятельства. Должны соответствующие запросы быть направлены, и это должно быть в компетенции этого госоргана. Минюст не заинтересован в том, чтобы выяснить законность этих активов? Находится ли этот вопрос в компетенции министерства юстиции? Имею ли я право сейчас этот вопрос комментировать. Как минимум, на основании того, что судебный процесс не завершен, как минимум на основании того, что я не владею никакими материалами и документами, которые я, как профессиональный юрист, сначала должен изучить, прежде чем сформировать мнение, я не буду отвечать на этот вопрос. Поэтому я вас призываю соблюдать журналистскую этику и задавать вопросы в соответствии с компетенцией конкретных должностных лиц».
Напомним, вчера появилась информация о том, что шикарная недвижимость в Лондоне, арестованная в прошлом году как «необоснованное богатство», оказалась собственностью дочери и внука казахского лидера нации Нурсултана Назарбаева. Их обязали доказать законное происхождение более 100 млн долларов, на которые куплены два особняка и апартаменты в фешенебельных районах британской столицы.
Речь идет о хорошо охраняемом особняке с подземным бассейном и кинотеатром на одной из самых дорогих улиц страны Бишопс-авеню, доме в престижном районе Хайгейт и огромной квартире в Челси. Они были арестованы по запросу британских правоохранительных органов весной прошлого года.
Если Назарбаева, Алиев и их офшоры успешно оспорят ордер в суде, его отменят. В противном случае им придется выполнить предписание и доказать законное происхождение средств. Если они не смогут этого сделать, правоохранительные органы еще раз пойдут в суд — на этот раз с ходатайством о конфискации и продаже имущества. Средства пойдут в британскую казну.