Когда 5 февраля президент отправил в отставку Алихана Смаилова с поста главы правительства, вряд ли кто называл тогдашнего руководителя Администрации президента (АП) Олжаса Бектенова в качестве его преемника. Но предложена и позже утверждена была именно его кандидатура.
Проследить возможную логику главы государства в этом назначении и оценить шансы Олжаса Бектенова стать эффективным премьер-министром мы попросили наших постоянных экспертов.
Ставка как на менеджера
Политологу Толганай Умбеталиевой назначение Олжаса Бектенова представляется логичным в свете реорганизации всей структуры власти. Она отмечает, что АП, лишенная части полномочий, больше не является ключевой структурой, которая определяет экономические направления. А правительство, по ее словам, сегодня не просто орган, а отдельная ветвь власти.
«Разработка программ развития от концепции до реализации, просчет политических рисков от экономической деятельности, координация местных органов власти – теперь всем этим должен заниматься премьер-министр. Премьер должен быть больше управленец. И ставка на Бектенова была сделана как на менеджера», — считает Умбеталиева.
По мнению политолога, Токаев может рассчитывать на Бектенова как на человека, способного усилить элемент прозрачности в сфере расходования бюджета, сделать видимыми те места, через которые региональные акимы воровали деньги, и усилить контроль в этой части.
Она также напоминает, что прежде чем Бектенова назначили главой АП, он привлек к себе внимание на должности председателя Антикора:
«Возможно, его основная задача будет заключаться именно в возврате капиталов, после чего последует смена».
Что касается усиления Бектенова как будущего президента, то вероятность такого сценария, по оценке Умбеталиевой, не более 1-2%.
«Как мне кажется, Токаев, который на собственном опыте испытал проблему двоевластия, вряд ли решится на это. К тому же, учитывая анти-авторитет силовых структур, я не думаю, что сегодня общество поддержит кого-либо из силовиков на должность главы государства. Если силовики начнут контролировать политическую сферу, мы от нынешнего авторитаризма откатимся к тоталитаризму», — считает политолог.
Между тем, если Бектенов претендует на большие позиции, чем очередной премьер, его работа в правительстве позволит обществу оценить его профессиональные качества. Ведь до нынешнего назначения он если и был известен, то в определенных кругах, не являясь публичным политиком.
Для премьера мало быть «просто юристом»
Общественный деятель Оразалы Ержанов отмечает, что большинство проблем, которые предстоит решать новому премьеру, лежат в экономике, и с ними не справиться силовыми методами:
«У нового премьера – всего лишь юридическое образование и полное отсутствие хозяйственного опыта работы. Но почему-то при выборе именно его кандидатуры не было учтено, что у нас главные проблемы — в экономике. Конечно, хочется верить: Бектенов – относительно молодой человек и разберется в проблемах. Но обновленный состав правительства – это не его состав, это те, кого ему подобрал президент.
Обычно 100 дней – тот период, когда новый руководитель обживается в должности. Если по истечении этого срока Бектенов не обновит состав правительства, не усилит его персонами, реально отвечающими за реформы в экономике, надеяться на его позитивное премьерство будет сложно».
Не верит глава фонда «Elge Qaitaru» и в то, что с приходом в правительство Бектенова начнется активная работа по возврату незаконно выведенных активов, которые позволят провести экономические реформы.
«Если сейчас методом «любого могу взять за руку и отвести в тюрьму» начать решать экономические проблемы – скорее дойдем до взрыва. Менять одних олигархов на других – не то, что хочет страна», — считает Ержанов.
Кто будет на хозяйстве?
У экономиста Айдара Алибаева фигура Олжаса Бектенова на посту премьер-министра не вызывает энтузиазма.
«Начну с того, что он действительно силовик, долгое время проработавший в антикоррупционных органах. А должность премьер-министра предполагает наличие знаний и опыта работы в сфере хозяйственного управления. Биография Бектенова показывает, что у него нет опыта работы в тех сферах, что мы раньше называли «народным хозяйством» (его годичный опыт в должности замакима Акмолинской области это «ни о чем»).
Ну и потом, он просто молод для работы на месте премьера (Бектенов родился 13 декабря 1980 года – авт.). И здесь я говорю об отсутствии не только профессионального, но и просто жизненного опыта, который также необходим для занятия столь высокого поста».
Алибаев считает, что Бектенов мог выполнять функции, которые на него, возможно, возлагает президент, и на прежнем своем месте работы. Сюда он относит и форсирование процесса возврата незаконно выведенных активов, и завинчивание гаек в отношении чиновников, и усиление силовых методов работы с оппозиционными силами или просто «недовольными». Именно в этой связи он не видит логики в действиях Токаева.
«Надеюсь, Бектенов озвучит свою программу действий, потому что проблем в хозяйственной сфере достаточно. Понимаю, что у премьера в наших реалиях одна задача — выполнять поручения президента. Но это исключительно неправильно, эта должность предполагает собственную инициативу, определенную независимость и свободу действий. Понятное дело, что определенные действия необходимо согласовывать с главой государства, но наша проблема усугубляется тем, что у нас и президент – не хозяйственник. Токаев – дипломат, Бектенов – силовик, а кто будет народным хозяйством заниматься?» — задается вопросом Алибаев.
…На минувшем 7 февраля расширенном заседании правительства «солировал» президент, а новый премьер только успевал конспектировать новые тезисы. Никакой собственной программы он не изложил, и в этом мало чем отличается от своих предшественников на посту, которые «приходили, не здороваясь — уходили, не прощаясь». Вероятно, прав в своем прогнозе политолог Досым Сатпаев, сказавший, что рано или поздно Бектенов отыграет свою роль «плохого боярина», и его неизбежно сольют.
О назначении нового премьера, расширенном заседании правительства в «новом составе», а также о том, почему правозащитник Евгений Жовтис считает, что ставка на силовиков это плохо, читайте по ссылкам:
ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!
Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или карты 4400 4302 1819 1887.
И есть еще несколько способов – смотрите на этой странице.