Суд по делу журналиста и блогера, автора youtube-канала Ne Deidi Думана Мухамметкарима будет проходить в закрытом режиме, под домашний арест его не отпустили, адвокаты объявили отвод судье.

 

Его, напомним, обвиняют по «экстремистским» статьям: 405, часть 2 (“Участие в деятельности запрещенной организации”) и 258, часть 1 (“Финансирование экстремизма”). Оба обвинения связаны с интервью политика Мухтара Аблязова.

 

Подробный репортаж с суда — в  фото, видео и комментариях журналистов «Республики».

Предварительные слушания по делу Думана Мухамметкарима прошли сегодня в городском суде Конаева. 

С утра перед небольшим зданием суда было необычно многолюдно: поддержать Думана приехали (см. видео) активисты, журналисты, правозащитники,  родственники и близкие не только из Алматы, но и из Астаны, Актобе, Семея и других регионов Казахстана. Собралось около 100 человек.

Ближе к назначенному времени люди стали пытаться пройти в зал суда, но не тут-то было — охрана и сотрудники суда преградили путь желающим, отталкивая народ от входа. Начались перепалки, давка.

Журналисты тоже с боем прорывались, но не всем удалось попасть внутрь. Через некоторое время в предбанник у входа вышла девушка, назвавшаяся сотрудницей пресс-службы, и принялась заносить представителей СМИ в какой-то список. Только после этого их начали по одному пропускать.

Для СМИ выделили отдельное помещение с онлайн-трансляцией (см. видео), рассчитанное максимум на 5-7 человек.  

Автору этих строк удалось попасть в основной зал для участников процесса, где, кроме адвокатов Думана Мухамметкарима,  были его родители, другие близкие родственники, общественные деятели и правозащитники.  

Судебный процесс начался с опозданием — после того, как сотрудники «навели» порядок в залах и завели ровно столько людей, сколько было мест.

Зал, кстати, рассчитан всего на 14-16 человек. Остальные ждали на улице.

Думана Мухаметкарима завели в зал в наручниках. Вошел он со словами: «Я сижу для того, чтобы мы сняли оковы, а не для того, чтобы надеть их»!

Фактически сразу же в начале заседания судья Койшыбаев заявил, что в зале съемка на фото и видео запрещена.

Судья на процессе Думана Мухамметкарима. Фото сделано до запрета на съемку.

Судья по процедуре зачитал вкратце информацию о рассматриваемом деле, а затем начал задавать вопросы Думану Мухамметкариму «по выяснению личности» и имеет ли он какие-нибудь ходатайства.

Думан Мухамметкарим в суде 12 февраля 2024 года

«Сегодня я пришел на процесс без особой надежды. Я уже знаю, что мне вынесут обвинительный приговор, и знаю заранее [каким будет] приговор. Но я хотел бы, чтобы процесс был открытый», — сказал Думан Мухамметкарим.

Он также попросил 15 дней на ознакомление с делом и изменить меру пресечения на домашний арест.

«У меня престарелые родители, не знаю, смогу ли я после того, как меня осудят, проводить их в последний путь. Не уверен, что они смогут меня похоронить, если я не выйду живым из тюрьмы. Поэтому хочу это время провести с ними».

Судья спросил адвокатов на предмет ходатайств, заявлений и других вопросов. У Думана Мухамметкарима три адвоката: Галым Нурпеисов, Жалгас Саппарханова и Толеген Берликкожа.

Адвокаты Думана Мухаметкарима

Сторона защиты заявила сразу несколько ходатайств: об изменении меры пресечения, о предоставлении 15 дней для ознакомления с материалами дела, о проведении суда в открытом режиме, о присутствии на суде наблюдателя с общественной организации «Кадыр-Касиет». 

В свою очередь прокуроры, сославшись на некое заявление некоего свидетеля, ходатайствовали о закрытом режиме судебного процесса и возразили против изменения меры пресечения Думану.

Примерно в 11.30, выслушав стороны, судья обьявил перерыв и удалился в совещательную комнату для вынесения решения по заявленным ходатайствам. 

До того, как его увели из зала на перерыв, Думан Мухамметкарим успел рассказать (см. видео), как на него оказывалось давление:

«Родные мне передали нормальную одежду для суда, но мне ее не отдали, поэтому сегодня я предстал в суде в таком виде. Меня как собаку закинули в автозак и привезли сюда. (…)

 

Привезли меня еще в четверг сюда, потом, сказали, опять повезем тебя в Талдыкорган. Зачем я тут буду несколько дней, не объяснили. Я сказал, покажите мне соответсвующие документы, вызовите прокурора, адвокатов. Но мои требования не были выполнены. Мне скрутили руки, ноги, сдернули с кровати и как мешок с мясом бросили в автозак и повезли. Распоряжение дал начальник отделения полиции Данияр Козыбеков (…)

 

Не признаю и не согласен с обвинением, это заказное и ложное обвинение. Сплошная ложь!..»

Пока Думан говорил, охрана начала спешно выводить всех из зала. В коридоре суда — кордон из силовиков (см. видео).

В перерыве свое мнение по поводу начала суда высказал (см. видео) отец Думана Алмас Тлепов:

«…Они боятся гласности. Сами сказали, что открытый суд будет, сами закрывают. Столько вот людей для поддержки пришли. Их не запустили. У них там всего 8-10 человек от силы вместилось туда, а сколько людей стоят здесь, посмотрите.  

…Это, я думаю, прямой политический заказ. Больше ничего. А дальше этот суд – это фарс, представление. Обычное токаевское представление. Больше не могу ничего сказать про этот суд.

По ходатайству прокуроров они сделали закрытым суд, мы просили открытый процесс. Если хотят обвинить Думана, пусть обвиняют гласно, открыто, при всем народе. Вон сколько людей сегодня здесь. Они даже не могли выделить нормальное помещение. Люди в непогоду, в снег, стоят на улице.

Что касается Думана, он нормально держится. (…) Вот ждем решения судьи».

В перерыве нашему журналисту удалось взять еще один комментарий (см. видео) — у активиста, приехавшего поддержать Думана из Алматы.

После 12.30 людей стали потихоньку запускать обратно в суд: сначала в основной зал участников процесса, потом СМИ. Автору этих строк удалось снова попасть в основной зал, но охрана у всех изъяла телефоны. 

Когда привели подсудимого, судья зачитал (см. видео) постановление:

«Основываясь на законе по безопасности и защите свидетелей и принимая во внимание заявление свидетеля, постановляю проводить процесс а закрытом режиме».

На ознакомление дела судья дал ровно неделю  — до 19 февраля, когда начнется следующее заседание.  

Выйдя уже из зала суда после завершения заседания, адвокат Галым Нурпеисов дал комментарий журналистам (см. видео):

«Прокуратура подала ходатайство о проведении судебного заседания в закрытом режиме, мы категорически против закрытого режима, мы, наоборот, просили, чтобы выделили большой зал. Мы просили включить помощника адвокатам, потому что работа очень большая и изменить меру пресечения.

А судья что делает? Выносит постановление о закрытом режиме, при этом нарушая нормативное постановление верховного суда о гласности судебных разбирательства, потому что он ничего не обосновывает, говорит о якобы каких-то свидетелях. Ну, извините,  здесь нет потерпевших в этом деле, о каких свидетелях можно говорить?

Это как раз говорит о том, что дело явно политизировано.

Мы сейчас уже сдали ходатайство об отводе прокурора и судьи, после обеда, сказали, с нами свяжутся, скорее всего, проведут режиме онлайн. И мы знаем, какой будет результат. (…) То, что судья нарушил нормативное постановление, это процессуальные нормы, которые по-сути своей являются основанием для отмены закрытости суда. Посмотрим!» 

Люди после заседания суда над Думаном Мухамметкаримом долго не расходились.

Они скандировали «Свободу!» и «Открытый суд!» 

Фото и видео в этом репортаже Юлии Козловой и Назиры Даримбет

Еще раз напомним, что Думана Мухамметкарима обвиняют по двум статьям Уголовного кодекса: 405, часть 2 (“Участие в деятельности запрещенной организации”) и 258, часть 1 (“Финансирование экстремизма”). Оба обвинения связаны с интервью с оппозиционным политиком Мухтаром Аблязовым.

 

Напомним также, что незадолго до суда Думану Мухамметкариму предлагали сделку: его освободят, если он уйдет из журналистики и откажется от убеждений. Об этом рассказал его адвокат Галым Нурпеисов на пресс-конференции в Казахстанском международном бюро по правам человека:

 

«Сразу скажу, фамилий называть не буду, кто приходил и как приходили, но факт такой есть: если он отказывается от своих убеждений, если он отказывается от своей работы, ему дают шесть лет и из зала суда освобождают, если он от этого не отказывается, ему дают семь лет и, соответственно, он будет дальше сидеть. Думан сразу выразил свою позицию: я как политик в будущем должен иметь определенную платформу, я понимаю свою миссию, за мной стоит правда, меня поддерживает народ. Здесь у него такая позиция».

 

Думан от сделки отказался.

Про дело Думана мы рассказывали читателям в наших публикациях:

ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»! 

 

Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594   или карты 4400 4302 1819 1887

И есть еще несколько способов – смотрите на этой странице.

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.