Home Контекст Путин проиграл в Молдове, но борьба еще далека от завершения

Путин проиграл в Молдове, но борьба еще далека от завершения

0

Путин проиграл раунд в Молдове, но борьба с российским вмешательством в выборы в разных странах мира еще далека от завершения, пишет колумнист Марк Чемпион в своей статье в Bloomberg (перевод статьи Briefly).

ЦИК Молдовы огласил окончательные данные второго тура президентских выборов: после обработки 100% протоколов Майя Санду победила с 55,33%, у Александра Стояногло — 44,67%.

Продолжая конфликт в Украине, Россия теперь обвиняется в проведении «спецоперации» по краже парламентских выборов в Грузии и в наводнении Молдовы деньгами, чтобы исправить результаты президентского голосования. Если у вас возникнет соблазн сказать: «Россия мистифицирует» или «Ну и что?», пожалуйста, не делайте этого.

Скупка голосов в Молдове в промышленных масштабах была разоблачена двумя журналистами-расследователями, которые выдавали себя за сторонников России. Власти также поймали перевозчиков наличных в сумках — одна из них содержала 1,1 миллиона долларов — и платежные карты, которые заряжались во время поездок в Москву.

По оценкам правительств, около 5% избирателей получили взятки перед первым туром президентского голосования и референдумом по вступлению в Евросоюз.

Это почти сработало: вопрос о ЕС едва проскочил, и президент Майя Санду была вынуждена пойти на неожиданный воскресный второй тур.

Когда в понедельник утром подсчитывались последние голоса, казалось, что бывший чиновник Всемирного банка победит на перевыборах. Но это произошло только после согласованной двухнедельной кампании по разрушению сетей подкупа избирателей и предупреждению людей — в том числе в публичных сообщениях, транслируемых каждые несколько минут в трамваях и автобусах, — что если они возьмут взятку за свой голос, им грозит судебное преследование.

На парламентских выборах в Молдове в следующем году будет еще больше российского вмешательства, направленного на блокирование прогресса в вопросе членства в ЕС.

Ситуация в Грузии отличается тем, что пророссийское правительство уже находится у власти. Оппозиционные партии протестуют против официальной победы правящей партии «Грузинская мечта» со счетом 53% к 38%, которую два из трех агентств экзит-поллов и ряд НПО назвали статистически невозможной.

Общим в антиевропейских кампаниях в этих странах является непрекращающийся барабанный бой дезинформации о том, что Санду и объединенная оппозиция Грузии — в случае избрания — вступят в войну с Россией. Это смешно, но это удар, который попадает в цель.

И грузины, и молдаване понимали, что это не предупреждение, а угроза; как и в Украине, выбор о вступлении в конфликт будет сделан в Москве, а не в Кишиневе или Тбилиси.

Так почему это должно волновать американцев и европейцев? Это маленькие, бедные страны, которые, скорее всего, окажутся проблемными членами ЕС.

Чтобы знать, обратите внимание на то, что говорит Путин. Его ответ на вопрос Стива Розенберга из BBC на недавнем саммите БРИКС стоил того, чтобы его проанализировать.

Если Путин, как он утверждает, стремится к безопасности и справедливости в мире, спрашивает Розенберг, то как он может объяснить действия в Украине? Потому что, ответил Путин, «ситуация была гораздо хуже» до начала конфликта.

Это заявление было настолько необычным, что мне пришлось несколько раз перемотать назад, чтобы убедиться, что я не упустил какой-то важный контекст.

Несмотря на внешнее дружелюбие, пожаловался Путин, Запад все время «пытается поставить нас на место». Если бы он не поступил так, как поступил, «Россия оказалась бы низведена до статуса государства второго сорта, единственная функция которого — поставщик сырья, что в значительной степени привело бы к потере суверенитета нашей страны. В таком состоянии Россия не только не может развиваться, она не может существовать».

Его заявления — это смертельно опасная форма софистики, которой придают видимость правдоподобности с помощью обычного набора ложных фактов, например, что ему пришлось войти в Украину, потому что НАТО уже построило там военные базы. И если Москве не удастся реколонизировать другие бывшие советские республики, получившие независимость в 1991 году, Россия, разумеется, продолжит свое существование.

Но что исчезнет, так это определенное представление о судьбе России как сверхдержавы и империи, подобно тому, как в XX веке подобные идеи колониального величия умерли в Австрии, Великобритании, Франции, Германии и Османской Турции.

Путин также не сможет войти в историю как лидер, который, подобно своим героям Петру Великому и Екатерине Великой, а также Иосифу Сталину, оставил идею о том, что Россия должна быть больше, чем она есть.

Вот почему споры о том, должен ли Запад перестать провоцировать Путина, «позволив» Грузии, Молдове или Украине быть нейтральными в военном отношении, — полная чепуха. Эти страны не будут нейтральными, потому что Путин им этого не позволит.

Если бы его интересовала так часто упоминаемая австрийская модель (в ЕС, но вне НАТО), он бы не начал военную операцию в Украине и не вмешивался бы сейчас в дела Молдовы.

Путин совершенно серьезно считает, что российская сверхдержава, которую он хочет возродить, не может существовать, если он не будет контролировать правительства и территории вокруг себя, как он контролирует, например, Беларусь. Он также серьезно говорит, что Россия находится в состоянии войны с Западом. Для достижения своих целей Путину не нужно вторгаться в страны НАТО, но ему нужно разделить Европу и расколоть трансатлантический альянс.

Как показывают Молдова, Грузия и обвинения в российском вмешательстве в выборы на Западе, есть и другие способы реализовать то, что для него является игрой с нулевым исходом, которая не ограничивается границами бывшего Советского Союза. Вопрос в том, позволим ли мы этому случиться.

УЗНАЙТЕ БОЛЬШЕ о выборах в Молдове и Грузии:

ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!  

_

Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона  8-777 681 6594  или карты 4400 4302 1819 1887. И другие способы на этой странице

NO COMMENTS

LEAVE A REPLY

Please enter your comment!
Please enter your name here

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.

Exit mobile version