По поводу визита Путина в Астану много чего можно написать, но лично я хочу пару слов сказать о том, что мне кажется самым важным.
Вот смотрите. Люди, которые нашей страной управляют, считают, что надо дружить с Россией. Понятно, почему они так считают – общая граница, связи, экономика, и в целом сосед довольно непредсказуемый, а деваться от него некуда. Об этом они постоянно говорят, но это и так понятно.
Но дружить можно по-разному. Можно демонстративно, так, как было в эти дни в Астане, с превосходительством, детьми, мостами дружбы и прочей ерундой. Мне эта демонстративная дружба не нравится, потому что это как-то чересчур в текущих обстоятельствах. Можно было бы все то же самое сделать по-деловому, сдержанно. Это помогло бы сохранить хорошие отношения с теми, кто нынешнюю Россию, по понятным причинам, не поддерживает, а таких много.
Наши выбрали публичные объятия. Но это не значит, что каждый из нас, людей, живущих в Казахстане, теперь должен вести себя так же.
И вот здесь начинаются проблемы.
Первое. Я у себя в ленте в эти дни видел много постов, написанных под копирку. Их писали наши, казахстанские блогеры, журналисты и прочие деятели. Они старательно обсуждали двусторонние отношения, многолетние связи и прочие вещи, которые им, и это очевидно, раздали для написания постов. Потому что, и это тоже очевидно, все эти посты были написаны за деньги.
В Казахстане есть несколько агентств, которые за небольшие деньги покупают блогеров средней руки пачками для того, чтобы изображать поддержку официальных инициатив. То же самое было перед референдумом по АЭС, например. Нормальным лидерам мнений, с репутацией и большой аудиторией, такие вещи даже не предлагают.
Так вот, ни один из этих людей ни в одном из своих постов не упомянул… войну. Слона, получается, предпочли не замечать.
И вот это уже какой-то запредельный цинизм. Деньги всем нужны, время сейчас непростое. Но когда ты за деньги начинаешь совестью торговать, итог будет один – у тебя не будет ни денег, ни совести.
Второе. Российского президента встречали дети. Радостные такие, в кокошниках, стихи рассказывали. Дети не виноваты, но мне очень интересно, о чем думали родители этих детей.
У нас в Казахстане вроде бы крепостного права нет. Если бы наша школа выступила с такой инициативой, и предложила моим детям поучаствовать в этом мероприятии, я бы отказался. Всегда есть право отказаться.
Потому что у всех нормальных людей дети, стоящие перед российским президентом, вызвали только одно воспоминание – о таких же детях, которым не повезло находиться не в Казахстане, а в Украине.
Третье. Девушка, художница, рисовала перед президентами мосты дружбы. Классная девушка, я за ее творчеством с удовольствием следил. Теперь перестану. Не потому, что творчество стало хуже, нет, а потому, что карьера девушки на этом закончится.
Я имею в виду нормальную, международную карьеру, а не выступления перед президентами. Имею в виду выставки, галереи, международное признание. Потому что образ этой девушки всегда будет теперь сопровождаться совместной фотографией с человеком, который в ряде стран нерукопожатен. И это именно те страны, где каждый художник и мечтает сделать карьеру.
Я к чему веду. Что они там делают на этих саммитах – это их дело. Но каждому из нас на личном уровне не обязательно в это лезть. Всегда, повторюсь, всегда есть право отказаться. Всегда есть возможность подумать о репутации. Не заработать деньги, не получить пиар – все потом будет, если ты действительно крутой и талантливый. Но хотя бы не участвовать во всем этом параде перед его высокопреосвященством. Ну или как его там.
На обложке художница Асель Сабыржанковина с Владимиром Путиным,
которому она подарила картину, посвященную его визиту в Казахстан.
ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!
_
Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или карты 4400 4302 1819 1887. И другие способы на этой странице.