Site icon respublika.kz.media

«Голодает для тренировки». Стоит ли верить словам чиновникам о состоянии Марата Жыланбаева?

Заявления правозащитников и адвоката политзаключенного Марата Жыланбаева о вызывающем тревогу его здоровье и ужасающих условиях его содержания в колонии вызвали гневную реакцию со стороны гражданского общества. Ответ Комитета уголовно-исполнительной системы (КУИС) — мол, состояние Марата удовлетворительное — не помог: люди не поверили. И тогда власти решили предъявить заключенного правозащитникам, но… из чиновничьего пула.

29 июля учреждение №4 в Степногорске посетила Раиса Шер — секретарь Координационного совета при Уполномоченном по правам человека в РК (так она себя позиционирует в фейсбуке).

Раиса Шер. Фото с ее страницы в Facebook

О своем визите она отчиталась в соцсетях.

Если кратко, у Раисы Шер сложилось мнение, что «какой-либо угрозы жизни Жыланбаева М.Т. нет, и на момент посещения, по мнению специалистов здравоохранения, состояние здоровья удовлетворительное».

Также в своем отчете она отметила:

Для придания пущей достоверности своим словам Раиса Шер разместила несколько фотографий Марата Жыланбаева, на которых якобы видно его «удовлетворительное» состояние.

Марат Жыланбаев. Фото со страницы Раисы Шер в Facebook

Пост Раисы Шер в соцсети вызвал бурное обсуждение: часть пользователей была готова поверить ей на слово, но другие выражали обоснованные сомнения.

Самые часто задаваемые вопросы выглядят следующим образом:

— почему нет ни одной фотографии Марата Жыланбаева в фас, а только в профиль и сзади?

— если велась видеозапись беседы, почему бы не выложить и ее, чтобы все, что написала Раиса Шер, можно было услышать из уст самого заключенного?

— почему, если нет ограничения в свиданиях и видеозвонках, Марат просит передать сыну, что с ним все хорошо, через посредников, а не лично?

Автор поста поначалу пыталась отвечать комментаторам. Мол, фото в фас нельзя публиковать без согласия самого Жыланбаева (а почему она не заручилась таким согласием — не объясняет, вряд ли бы он был против). Что именно сам Марат пожелал передать информацию об условиях содержания сыну через нее. А потом «в сердцах» заявила, что «когда незаслуженно оскорбляют недоверием, не хочется и дальше кому-то что-то доказывать».

Между тем, недоверие-то как раз обосновано. Если уж она действительно хотела рассеять сложившееся недоверие, она могла бы предложить посетить колонию вместе с ней и Бахытжан Торегожиной, и адвокатам Марата Жыланбаева. Но поехали исключительно чиновники: специалисты управления здравоохранения, департамента санитарно-эпидемиологического контроля Акмолинской области и представители Национального центра по правам человека.

К тому же, она «расходится в показаниях» с самим Маратом Жыланбаевым.

В распоряжении нашей редакции оказалось письмо, которое политзэк передал «на волю» через своих адвокатов. Подписано письмо 28 июля текущего года — за день до визита госпожи Шер. Так вот в  письме он указывает, что голодовка — это никакая не «тренировка организма».

«От врачей и от медицинского обследования, надзора, замеров давления, пульса, веса, температуры я отказался по той же причине, как и голодовка. Это акция протеста против моего ареста и семилетнего срока», — пишет Марат Жыланбаев.

И вовсе не «удивляется» тому, что кто-то распространяет недостоверную о нем  информацию, а напротив выражает благодарность:

«Спасибо всем моим соратником за поддержку! Я знаю, что вы все за меня переживаете. Хотя я уже 2,5 года нахожусь за решеткой, но я остаюсь и ощущаю себя свободным человеком, которого никогда нельзя сломать.

_

Я ни о чем не жалею и считаю, что только наше равнодушие и молчание усиливают беззаконие и диктатуру».

Журналист Динара Егеубаева, озакомившись с отчетом Раисы Шер, назвала ее пост «одним из самых циничных и издевательских текстов».

«У меня вопрос — зачем они пришли к Марату? Чтобы пофотографироваться? А где, собственно, такое же четкое и внятное фото самого Марата? Почему видео с ним не записали? Не потому ли, что его слова не соответствуют написанному тексту? Я могу сделать только один вывод. Визит к Марату был сделан для галочки. Теперь они этими фото со своими сытыми изображениями будут представлять в качестве доказательства, что Марат в порядке», — написала она на своей страничке в Facebook.

Журналист пригласила Раису Шер ответить на ее вопросы в прямом эфире на YouTube-канале DINARION, но та в ответ, по словам Егеубаевой, не нашла ничего лучше, чем «забанить» ее в соцсетях.

Бахытжан Торегожина на своей странице в соцсетях разместила 12-секундный видеоролик, где Марат Жыланбаев делает зарядку.

«Получила от полиции видео, которое проходит в моем деле об административных правонарушениях. Обратите внимание на лицо Марата, он настолько похудел, что у него торчит только подбородок!!! Вот почему власти не показывают его лицо!!! Марат делает зарядку, при этом стоит шатается, и мы видим, что он сильно истощен, худой, кожа и кости. Как ходит Марат, нам не показали!» — пишет Торегожина.

Пользователи соцсетей, обсуждая отчет Раисы Шер, вспоминают ситуацию с Ароном Атабеком: там тоже власть до последнего не признавала, что поэт болен. Напомним, он был выпущен на свободу 1 октября 2021 года, а скончался в больнице 24 ноября того же года.

Но самый жесткий комментарий к отчету Раисы Шер, на наш взгляд, написал пользователь Murat Jimbaev:

«Мне этот цирк напомнил, как к Навальному в колонию приходили такие же представители власти и такие же сказки рассказывали про хорошие условия и отсутствие жалоб, теперь они имеют персональные санкции».

Больше о ситуации с Маратом Жыланбаевым читайте по этим ссылкам:

НАПОМНИМ, ЧТО

_

Марат Жыланбаев известен не только в Казахстане. Он единственный в мире ультрамарафонец, который в 1990-е годы пробежал все крупнейшие пустыни: Каракумы, Сахару, Большую Викторию и Неваду, и семь раз попадал в Книгу рекордов Гиннесса. Но судили его, понятное дело, не за участие в супермарафонах, в ходе которых он придал Казахстану популярности побольше иных политиков, а за его гражданскую позицию и критику власти.

_

Ему покорились пустыни, но не политическая система родной страны: в 2022 году он несколько раз пытался зарегистрировать в Минюсте партию «Алга, Казахстан», а в этом стал обвиняемым по двум статьям уголовного кодекса.

_

Жыланбаеву вменили преступления, предусмотренные статьями 405 («Организация и участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации после решения суда о запрете их деятельности или ликвидации в связи с осуществлением ими экстремизма или терроризма») и 258 («Финансирование террористической или экстремистской деятельности и иное пособничество терроризму либо экстремизму») УК РК и предусматривающие наказание до 6 и 12 лет лишения свободы соответственно.

_

Прокурор просил посадить Жыланбаева на 10 лет, суд остановился на 7 годах.  

БОЛЬШЕ оперативных и важных НОВОСТЕЙ в нашем Telegram-канале:
https://t.me/respublikaKZmediaNEWS

ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»

 

В Казахстане почти нет независимой прессы. Власти сделали все возможное, чтобы заткнуть рты журналистам, осмеливающимся их критиковать. В таких условиях редакции могут рассчитывать только на поддержку читателей.

 

«Республика» никогда не зависела ни от власти, ни от олигархов. Для нас нет запретных тем. УЗНАТЬ БОЛЬШЕ О НАС можно здесь.

 

Поддержать нас можно разными способами — они есть на этой странице.

Exit mobile version