Site icon respublika.kz.media

Допрос на грани пытки. Журналисты КазТАГ сделали заявление

Силовые органы Казахстана называть сегодня именно правоохранительными все труднее и труднее. Если они и охраняют права, то очень узкого круга казахстанцев – чиновников и владельцев капитала. Права всех остальных казахстанцев для них – пустой звук. И право журналистов на честное выполнение профессионального долга – тоже.

Уголовное дело в отношении директора информагентства КазТАГ Асета Матаева и главного редактора издания Амира Касенова это подтверждает. Сам Матаев характеризует его на удивление мягко — недоразумением. Ведь в материалах дела, по которым ему и главреду «шьют уголовку», не было утверждений, а лишь трансляция позиции участников описываемых событий.

На пресс-конференции 19 декабря в Астане говорили как раз об этом.

Напомним, что уголовное дело в отношении Матаева и Касенова появилось по заявлению руководства компании Freedom Holding – в холдинге считают, что информагентство распространило о компании сведения, не соответствующие действительности. Журналисты подозреваются в преступлении по статье 274 УК РК «Распространение заведомо ложной информации». А поскольку   после объявления их подозреваемыми журналисты не стали хранить молчание, им добавили еще и «Разглашение данных досудебного производства или закрытого судебного разбирательства» (статья 423 УК РК).

Адвокаты журналистов Рена Керимова и Елена Жигаленок в своих выступления в ходе пресс-конференции намеренно не стали касаться сути спора между вкладчиками и руководством Freedom Holding (о чем и писало КазТАГ). Сосредоточившись на ходе досудебного расследования в отношении журналистов, они насчитали кучу процессуальных нарушений. А главное – вообще незаконность возбуждения уголовного дела.

Так, Рена Керимова отметила, что уголовное дело было возбуждено еще 18 июля 2025 года, а самих фигурантов поставили в известность гораздо позже и пригласили на допрос уже в качестве подозреваемых, хотя первоначально они должны были иметь статус свидетелей с правом на защиту.

«Основной объем расследования к моменту, когда моего подзащитного (Асета Матаева) пригласили на допрос, уже был завершен. Я, как практикующий адвокат, понимаю, что по таким делам в основу обвинения ложится экспертиза. Так вот, экспертизы были проведены без его участия и без участия адвоката.

Мы были лишены большого количества возможностей повлиять на их содержание, хотя мой подзащитный имеет право также, как и обвинитель, ставить вопросы перед экспертом. Поэтому мы и считаем регистрацию этого дела незаконной.

Я считаю, что действительно в этом деле существует какой-то мощный ресурс, который позволяет так легко регистрировать уголовные дела на журналистов», — прокомментировала позицию защиты адвокат Рена Керимова.

В свою очередь адвокат Елена Жигаленок отметила, что нарушением является и место расследования:

«Согласно части 1 ст. 188 Уголовно-процессуального кодекса, судебное расследование производится в том районе, области, городе республиканского значения, столице, где совершено уголовное правонарушение. Это Астана. На основании какой статьи дело расследуется в городе Алматы – непонятно».

Что касается пыток, о которых ранее заявлял главред КазТАГ Амир Касенов  и факт которых уже успели опровергнуть в МВД, то адвокаты отметили, что если следует заявление о пытках, оно должно незамедлительно регистрироваться, а факт — расследоваться, чего в данном случае не было.

Амир Касенов

Что именно он подразумевает под пытками, на пресс-конференции рассказал сам Амир Касенов:

«То, что я говорил о пытках и недопустимых методах, это мои личные ощущения и оценка пережитого опыта человека, находящегося под следствием. Я не выношу приговоров, для этого есть суд. Но я имею право говорить о том, что считаю унижением человеческого достоинства. Когда человека не отпускают в туалет во время следственных действий, это может казаться мелочью. Но для человека под следствием это ощущается как унижение. Лично для меня это было крайне унизительно. Но я считаю важно проговорить об этом вслух, спокойно и без крика».

Говоря же об уголовном деле с точки зрения нарушения права на свободу слова, журналист отметил, что это дело не про свободу слова как абстрактный лозунг.

«Оно про то, могут ли независимое СМИ и его руководство рассчитывать на честную и прозрачную правовую процедуру. Мы не требуем чьих-то отставок, мы не ищем врагов. Мы хотим одного — чтобы это дело было объективно, законно и беспристрастно рассмотрено. Это в интересах всех сторон. И именно поэтому мы выбрали открытый формат и публичный разговор, а не кулуарное обсуждение», — объяснил Амир Касенов выход на пресс-конференцию.

Гендиректор КазТАГ Асет Матаев в свою очередь выразил благодарность министру культуры и информации – заместителю премьер-министра РК Аиде Балаевой за ее позицию, поддержку и защиту:

«Она сама высказала, что статью 274 УК РК нужно декриминализировать, и я с ней полностью согласен. Благодарен юристам министерства информации, которые были действительно со мной на связи. Они сказали, что согласно статье 58 «О масс-медиа» уголовные и гражданские дела при присутствии прямой речи организации и физического лица не имеют никаких юридических перспектив».

… От редакции хочется добавить, что хорошо бы, если бы эти слова чиновников в итоге не расходились с делами. И судебными решениями.

БОЛЬШЕ оперативных и важных НОВОСТЕЙ в нашем Telegram-канале:
https://t.me/respublikaKZmediaNEWS и https://t.me/RESPUBLIKAexpertKZ

ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»

 

В Казахстане почти нет независимой прессы. Власти сделали все возможное, чтобы заткнуть рты журналистам, осмеливающимся их критиковать. В таких условиях редакции могут рассчитывать только на поддержку читателей.

 

«Республика» никогда не зависела ни от власти, ни от олигархов. Для нас нет запретных тем. УЗНАТЬ БОЛЬШЕ О НАС можно здесь.

 

Поддержать нас можно разными способами — они указаны на этой странице.

Exit mobile version