«Приговор мне уже вынесен», — с таким заявлением выступил сегодня в суде гражданский активист Альнур Ильяшев
«По имеющейся у меня инсайдерской информации решение по делу примут завтра (19 июня – ред.) до 16 часов. Не позднее понедельника мне дадут 4 года 8 месяцев лишения свободы (…) В связи с столь коротким сроком — чуть более суток у нас осталось — думаю, что будет нарушение моих прав. Хочу, чтобы вы это зафиксировали, чтобы это было в протоколе», — сказал Ильяшев в ходе судебного заседания.
При этом он отказался назвать суду, откуда у него такая информация: «Я своих источников раскрывать не буду. Но у нас много сторонников моей борьбы в разных структурах».
На реплику председательствующей в суде судьи Залины Махарадзе о том, что «суд является независимым», Ильяшев отметил, что у нее задрожал голос.
Сегодня в ходе заседания суда прокурором Дастаном Мырзагали был зачитан обвинительный акт. В нем не прозвучало ничего нового:
20 марта на YouTube-канале «БАСЕ» было опубликовано видео, на котором Ильяшев и его соратники попросили «гражданина Назарбаева уйти на заслуженный отдых». 26 марта Ильяшев прокомментировал на своей странице в Facebook новость о передаче бизнесменами в фонд Birgemiz 41 млн долларов по призыву бывшего президента словами «Гора родила мышь», 28 марта он опубликовал пост, начинающийся со слов «Nur Otan — «Партия жуликов и воров»?!».
Прокурор заметил, что посты содержали заведомо ложную информацию и создали опасность общественному порядку, тем более что были они в условиях чрезвычайного положения.
В свою очередь Ильяшев заявил, что вину не признает. Более того, он сказал, что не понимает, в чем его конкретно обвиняют и просил прокурора пояснить ряд неясных моментов. «В частности, в обвинительном акте упоминается некое «общественное объединение». Можно ли конкретно уточнить, что это за объединение?» — спросил Ильяшев.
Прокурор парировал вопрос тем, что подсудимый задавать вопросы прокурору права не имеет. После этого Ильяшев и сделал заявление, что приговор в его отношении уже готов.
Сторона защиты – адвокаты Нурлан Рахманов, Таир Назханов и Виталий Воронов – заявили ряд ходатайств. В частности, Нурлан Рахманов заявлял ходатайство об изменении мер пресечения Альнуру Ильяшеву с содержания в следственном изоляторе на подписку о невыезде, мотивируя это тем, что 17 июля истек двухмесячный срок содержания того под стражей.
Суд это ходатайство не удовлетворил.
Более благосклонно суд отнесся к вызову в суд эксперта Розы Акбаровой, которая делала экспертизу постов Ильяшева и пришла к выводу, что те формируют негативное отношение к партии Nur Otan и имеют предпосылки призывов к общественным беспорядкам . С этим ходатайством выступил Таир Назханов. Адвокат выразил сомнение в квалификации Акбаровой, которая якобы является политологом, но при этом не предоставляет документы, доказывающие у нее наличие соответствующего образования.
«В заключении эксперта должно быть указано образование, квалификация и опыт работы по специальности. Но в заключении — и я цитирую — указано «стаж экспертной практики с 2007 года», «стаж экспертной работы с 2008 года», поэтому правомерно спросить эксперт, ли это», — уточнил Назханов.
Плюс к этому, по словам Назханова, Акбарова ссылается в своей экспертизе на источники 2003-2009 годов, которые уже утратили свою актуальность.
«В тридцати видах экспертиз нет политологической экспертизы. Поэтому нужно узнать какую методику выбрала Акбарова, ее необходимо допросить» — заключил адвокат в ходатайстве.
Это ходатайство судья Махарадзе удовлетворила, сказав, что Акбарова будет допрошена позже.
Было удовлетворено еще одно ходатайство Назханова — о вызове в суд свидетелей, которые могут высказать свое суждение, есть ли в постах Ильяшева «опасность общественному порядку». После перерыва в суде были допрошены Айжан Кенес и Даная Калиева.
Допросу свидетелей предшествовали три отвода – два судье Махарадзе и один всему составу суда №2 Медеуского района Алматы. И если сами адвокаты мотивировали свои отводы тем, что судья допускает грубейшие нарушения уголовно-процессуального законодательства и тем самым нарушает право Ильяшева на защиту, то сам Ильяшев, поддерживая их, выдвигал свои доводы, почему не доверяет суду.
«Судья Махарадзе была назначена Назарбаевым. Любое лицо будет действовать в интересах конкретного человека, тут не стоит вопрос о независимости. Как может судья Махарадзе пойти против человека, который сделал ее судьей?», — сказал он в частности.
Стоит ли говорить, что все отводы были отклонены, а судья Махарадзе, вновь заняв место председательствующего, высказала свои претензии адвокатам, что их действия «недопустимы с точки зрения профессионализма», намекая на то, что они намеренно затягивают судебный процесс. Сами адвокаты заметили, что если бы судья соблюдала нормы УПК, то и отводов бы не было.
Даная Калиева, отвечая на вопросы адвокатов, сказала, что она не видит в постах Ильяшева призывов к нарушению общественного порядка:
«Нет, совсем нет. Я даже считаю, что это написано интеллигентно и даже лучше, чем заслуживают люди, о которых написано в постах (…) Там нет никакого оскорбления, побуждения к действиям».
Закончилось судебное заседание допросом эксперта Розы Акбаровой. Предваряя его, судья зачитала выводы экспертизы, содержащиеся в материалах дела:
«В постах имеется негативная информация о партии Nur Otan, выраженная в оценочной форме. В случае несоответствия действительности могут быть интерпретированы как причиняющие вред деловой репутации партии Nur Otan. Посты направлены на формирование негативного мнения о партии».
Сама же Акбарова в ходе допроса сказала следующее:
«Нам был поставлен вопрос, имеется ли в постах информация, угрожающая общественной безопасности в условиях чрезвычайного положения. Была приложена филологическая экспертиза. Утверждения Ильяшева могут нанести вред партии, государству и обществу».
Более часа адвокаты выясняли, имеет ли Акбарова квалификацию политолога, чтобы проводить именно политологическую экспертизу. Также они поставили под сомнение ее возможность нахождения в Алматы 14 апреля, так как на тот момент в стране было объявлено чрезвычайное положение, а работает и проживает эксперт в Нур-Султане. Судья отказала в истребовании командировочных документов эксперта, мотивируя это словами самой Акбаровой, что та приехала на автомобиле, и это можно проверить по записям на блокпостах.
Вместе с этим Акбарова ответила на вопрос, почему она при проведении экспертизы не пользовалась отечественной литературой:
«Академическая литература не дает описание политической ситуации, это алгоритмы политических исследований. Поэтому я использую и указываю ту литературу, которую считаю нужной».
После этого онлайн-связь с экспертом прервалась и так и не была восстановлена, хотя судья была намерена завершить допрос Акбаровой сегодня.
В результате заседание было перенесено на 9.00 утра 19 июня. Судья проигнорировала заявление адвоката Назханова, что у него имеется другой процесс в то же время, а он еще не задал всех вопросов Акбаровой. «У Ильяшева есть еще два высококвалифицированных адвоката», — бросила Махарадзе и удалилась из зала суда.
Надо сказать, что сам Альнур Ильяшев принимает активное участие в процессе несмотря на то, что у него имеются проблемы со здоровьем. На предыдущем заседании, проходившем 15 июня, Нурлан Рахманов сказал, что его подзащитный «отхаркивается кровью». Приглашенная на онлайн-заседание врач СИЗО сообщил, что состояние Ильяшева «удовлетворительное». В итоге судья решила, что Ильяшев может продолжать участие на заседаниях.
Напомним, что рассмотрение дела активиста Альнура Ильяшева в суде №2 Медеуского района Алматы началось 12 июня. Ильяшев обвиняется в распространении заведомо ложной информации в условиях чрезвычайного положения (пункт 2 части 4 статьи 274 УК РК).