Суд над экс-банкиром Жомартом Ертаевым, обвиняемым в хищении 144 миллиардов тенге в Bank RBK, вышел на финишную прямую. 28 сентября подсудимый выступил с последним словом, в котором заявил, что раскаивается и хочет как можно скорее рассчитаться с потерпевшей стороной.
По данным следствия, Жомарт Ертаев совершал хищения в период с 2011 по 2017 годы. Прокурор запросил для него 11 лет лишения свободы с учетом того, что он признал свою вину, содействовал в расследовании уголовного дела, частично возместил ущерб и имеет несовершеннолетних детей. Кроме Ертаева по делу проходит еще 36 человек. Им тоже запросили большие сроки.
А 28 сентября Ертаев выступил в суде с последним словом (приведем фрагмент):
«(…) Я не взываю к милосердию и жалости. За содеянное надо отвечать, я прекрасно это понимаю. Верю, что вы смогли убедиться, что и во время следствия, и во время процесса, говоря казенным языком, я деятельно раскаялся. (…)
Чем я буду заниматься, когда выйду на волю — этот вопрос постоянно крутится в голове у каждого заключенного. Для себя я решил – буду делать все, чтобы окончательно рассчитаться с потерпевшей стороной, заботиться о родных и близких. Если получится, писать книги и читать лекции на тему: «Никогда не бери чужого» и «Что есть истинное счастье». Думаю, у меня получится. (…)
Я искренне прошу у всех прощения, в первую очередь, у родных и близких, и не только своих, но и подельников. Простите нас, дураков. (…)»
Интересно то, что суд над Ертаевым и его подельниками проходил фактически тайно, без особого внимания со стороны прессы и общественности. Об этом пишет анонимный телеграмм-канал Uzyn Qulaq:
«(…) Безразличие в казнете продиктовано тем, что в громком деле с выводом средств в пользу компании Дариги Назарбаевой и Нурлана Нигматулина «Алма холдинг» оказалось замешано сразу большое количество представителей политической и бизнес-элиты Казахстана. Помимо упомянутых Назарбаевой и Нигматулина, на суде могла прозвучать информация компрометирующего толка о Кайрате Шарипбаеве, Владимире Киме, Бакытжане Сагинтаеве и Динмухамеде Идрисове».
По мнению авторов телеграмм-канала, «истинные бенефициары мошеннических схем команды Жомарта Ертаева — Назарбаева и Нигматулин», а почти полное отсутствие информации можно объяснить наличием у подсудимых родственных связей среди казахстанской элиты.
«Так, Игорь Мажинов является зятем Владимира Кима, а Бахыт Ибрагим приходится бывшим затем Бакытжана Сагинтаева (развод считается фиктивным: его цель — «не бросать тень» на нынешнего акима Алматы)».
Теневую сторону этого скандального процесса Uzyn Qulaq объясняет так:
«Сам суд над Жомартом Ертаевым был прерван на несколько месяцев и возобновился только после указа Касыма-Жомарта Токаева о прекращении полномочий спикера Сената Дариги Назарбаевой. Эта отставка серьезно ослабила возможности Назарбаевой для давления на суд, но, тем не менее, есть серьезные сомнения, что кто-то из ключевых фигурантов этого дела (не говоря уже о его учредителях) понесет реальную ответственность.
Нам пишут, что определенные договоренности были достигнуты бенефициарами мошенничества в AO «BANK RBK» и АО «Qazaq banki» с работающими в деле адвокатами, которые, в свою очередь, за прошедшие четыре месяца процесса не допустили ни одной утечки информации фигурирующей в 700 томах этого дела, а также что имели место определенные кулуарные договоренности.
Так, в ходе договоренности, достигнутой с председателем Верховного суда Жакипом Асановым, ответственности полностью избежали люди из окружения Нурлана Нигматулина: на скамью подсудимых не попали …сват Нигматулина Динмухамед Идрисов (соучредитель банка и владелец «Алма-ТВ» — позднее вошел в «Алма групп» и является крупнейшим медиа-активом Дариги Назарбаевой) и сын Нигматулина — Нурхан Нурланов, бывший заместитель правления AO «BANK RBK».
Всего прокурор попросил признать виновными 36 из 37 подсудимых. В отношении одного дело прекращено в связи с его смертью. Речь идет о близком к «Евразиской группе» Фариде Люхудзяеве, который был крупным акционером AO «BANK RBK» и председателем его совета директоров и вышел из СД после того, как туда зашел Владимир Ким. Люхудзяев внезапно скончался в возрасте 60 лет в феврале 2018 года в разгар скандала вокруг AO «BANK RBK».
Какое может быть доверие к властям, когда фамилии представителей высшего законодательного органа фигурируют в преступных сделках