По мере появления все новой и новой информации становится понятным, что участниками внешне единого выступления против власти были три абсолютно разные группы людей.
Во-первых, это так называемый политический тренд, представляющий протестную часть казахстанского общества, включая различных гражданских активистов, сторонников оппозиции и просто граждан, созревших до политического протеста.
Во-вторых, это маргинальная часть общества, которая примкнула в силу своего острого недовольства условиями жизни и желания выплеснуть свое возмущение социальной несправедливостью.
И третья – подготовленные боевики, которым была поставлена задача создать беспорядки в городе, по возможности захватить и сжечь правительственные здания, парализовать жизнь, создать атмосферу страха и посеять панику.
Внешне все это выглядело как единое целое, потому что основные лозунги — «Долой правительство» и «Шал кет» — были общими.
В рамках протеста каждый решал свои задачи. Политические грамотно озвучивали требования, боевики штурмовали, громили и поджигали, а маргиналы обеспечивали численность и беспринципность действий.
Для сторонних наблюдателей они не дифференцировались — все были ПРОТЕСТУЮЩИМИ.
Хотя внутри присутствовало противостояние, которое периодически приводило к локальным конфликтам.
Здесь нужно сказать, что боевики при всей их малочисленности задавали тон и характер протеста. Именно они смогли увлечь маргинальную часть протестующих и увести протест в силовое русло, именно они устроили поджоги зданий, захват акимата и аэропорта. Это объясняется их организованностью и координацией действий из единого центра, что обеспечивалось наличием раций.
Сегодня самый главный вопрос дня: «Что это было». Ответ на него в первую очередь зависит от того, что считать первопричиной. Понятно, что здесь мнения у всех разные, каждый это видит по- разному. Поэтому здесь ожидается острая дискуссия. Хотя, думаю, в одном казахстанцы будут едины – в этих событиях нет никакого иностранного следа, о котором говорят власти.
В этих событиях нет никакого иностранного следа, о котором говорят власти.
Происшедшее в начале января в Казахстане имеет исключительно внутренние причины, виновными в которых в первую очередь является наша власть. Именно власть ответственна за ситуацию в стране, при которой люди выходят на массовые протесты. Они это делают не от хорошей жизни.
Именно власть ответственна за то, что у нее под носом были сформированы отряды боевиков, которые громили наши города и чуть не совершили государственный переворот. Именно власть создала полицию и КНБ, которые не в состоянии гарантировать жителям страны безопасность и порядок. Обращение за помощью к другим государствам наглядно демонстрирует их неспособность наладить работу полиции и создать боеспособную армию.
Январские события в Алматы показали неспособность сегодняшней власти обеспечить национальную безопасность и охрану порядка в стране.
Грош цена такой власти, которая способна только запрещать мирные митинги граждан, создавать политические партии и постоянно заявляет, что виной проблем в стране являются журналисты и правозащитники. Но при этом, не способна справиться со своими заговорщиками и экстремистами, для чего навести порядок приглашает чужих солдат.
Так что, отвечая на вопрос, ЧТО ЭТО БЫЛО, я отвечаю так:
это была демонстрация бессилия политического режима, созданного Назарбаевым и его последователями.
Режима, который уже не в состоянии удержаться на собственных штыках. Теперь его гарантом будут другие.
Это к вопросу о характере и особенностях нашего суверенитета.