У второго президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева есть свои зарубежные секреты. Новое расследование OCCRP в рамках проекта  «Секреты Credit Suisse» рассказало об имеющемся у его семьи счете в швейцарском банке и денежном следе, который ведет в офшоры, а также купленной за большие деньги недвижимости в Женеве и в Москве.  

Когда в 2019 году первый президент РК Нурсултан Назарбаев, уходя в отставку, фактически назначил своим преемником спикера сената Касым-Жомарта Токаева, в казахстанских экспертных кругах говорили, что фигура, мол, выбрана оптимальная — по крайней мере, в коррупционных, межклановых и иных скандалах замечен преемник не был.

И действительно, Касым-Жомарт Кемелевич на фоне других одиозных фигур ничем не выделялся, и казахстанцы могли лишь вспомнить его демарш образца 2001 года, когда он  подыграл Нурсултану Назарбаеву, выставив якобы ультиматум: или тот отправляет в отставку инициаторов создания общественного объединения «Демократический выбор Казахстана», занимавших разные посты на госслужбе, или он сам уходит в отставку с поста премьер-министра.

Но, как выясняется сегодня, Токаев, будучи на госслужбе, пекся не только об интересах государства. В конце 90-х годов в одном из швейцарских банков у него уже была отложена на черный день энная сумма в швейцарских франках. И это подтверждает старую истину о том, что деньги любят тишину.

Из расследования OCCRP стало известно, что в 1998 году в банке Credit Suisse был открыт счет для тогдашней жены Токаева Надежды и их сына Тимура.

Эти данные стали известны благодаря утечке данных из банка Credit Suisse и положили начало расследовательскому проекту «Секреты Credit Suisse».

«Секреты Credit Suisse» — трансграничный журналистский расследовательский проект, основанный на утечке данных о банковских счетах крупнейшего швейцарского банка Credit Suisse.

 

Анонимный источник передал эти сведения немецкой газете Süddeutsche Zeitung, которая поделилась ими с OCCRP и еще 46 партнерскими медиа в разных странах. Журналисты на пяти континентах изучили банковские файлы, поговорили с инсайдерами, контролерами, сотрудниками следственных органов и проверили полученные данные с помощью судебных материалов и финансовых отчетов. Утечки содержат информацию о более чем 18 тысячах счетов, открытых с 1940-х и примерно до середины 2010-х годов. В общей сложности на этих счетах побывало более ста миллиардов долларов.

Какие накопления были положены на этот счет супруги Токаева в 1998 году и сколько денег прошло через этот счет за годы его существования — неизвестно. Утечки фиксируют лишь, что в 2005 году максимальная сумма на счету достигала 1,5 млн швейцарских франков (порядка 1 миллиона долларов).

Но в любом случае надо учитывать, что до 1998 года (да и после) ни сам Касым-Жомарт Токаев, ни его супруга Надежда не занимались бизнесом, а сыну Тимуру в 1998 году было всего 14 лет, и он в то время учился в дорогой школе-интернате в Женеве.

Но не счетом единым ограничивалось имущество семьи Токаевых за рубежом.

«Документы поставщика офшорных услуг, корпоративные файлы и данные из реестров недвижимости демонстрируют, что в последующие годы семья продолжала накапливать значительные богатства за пределами Казахстана. В 2012 году, после того как счет в банке был закрыт, Токаевы открыли офшорные компании на Британских Виргинских островах, которые имели собственные счета в Швейцарии. Эти фирмы использовали для контроля компании в Великобритании, активы которой в один момент в 2014 году достигли $5 млн. В разные годы они также приобрели имущество в Москве и Женеве стоимостью как минимум $7,7 млн», — говорится в расследовании.

В те же годы Токаев занимал высшие госдолжности, включая посты министра иностранных дел, премьер-министра и спикера сената. Ни у него, ни у его жены не было бизнеса или какого-то другого источника богатства, о которых было бы известно общественности. Только их сын Тимур имел отношение к реальному бизнесу, и даже это заслуживает пристального внимания. Как сообщал портал KZ.expert еще в 2019 году, он был указан совладельцем нефтяной компании, которая получила выгодные права на разработку месторождения и позднее заработала миллионы. На тот момент ему было всего 18 лет.

Токаевы также приобрели три квартиры в Женеве и окрестностях, все — на имя Тимура: по одной в тихом городском районе, в таунхаусе с видом на озеро в ближайшем муниципалитете Версуа и в таунхаусе в деревне Сен-Прекс.

Что касается Москвы, то там Тимур Токаев и его мать Надежда Токаева также владели несколькими дорогими квартирами в Москве. Любопытно, что, как демонстрирует расследование лидера российской оппозиции Алексея Навального, сейчас находящегося в тюрьме, российское правительство стерло все упоминания о них в реестре недвижимости. (Команда Навального обнаружила владения Токаевых в данных, скачанных до того, как их успели удалить из реестров).

Некоторые их объекты недвижимости с того времени уже продали. Оставшаяся недвижимость в Москве включает большую квартиру в элитном жилом комплексе Fusion Park и другую двухуровневую квартиру в двух километрах от Кремля. Жена Токаева была также зарегистрирована в еще одной квартире на северо-востоке города.

Секреты Токаевых выходят и за пределы Европы.

Благодаря документам из Архива Пандоры — кладезя файлов поставщиков офшорных услуг, которым с OCCRP поделился Международный консорциум журналистов-расследователей, — репортеры смогли напасть на след, который привел их к Британским Виргинским островам, юрисдикции, используемой богачами, чтобы хранить свои активы в секрете.

В 2012-м, на следующий год после того, как счет Токаевых в Credit Suisse был закрыт, семья создала две офшорные компании на Британских Виргинских островах: Wishing Well Group Inc, которой владела бывшая жена Токаева, и Wisdom Invest & Finance Inc., которая принадлежала Тимуру. Единственной известной активностью этих фирм, судя по всему, было владение компанией в Великобритании — Edelweiss Resources LLP. (Данные также демонстрируют, что у каждой из этих офшорных компаний был свой счет в швейцарском банке).

Поскольку Edelweiss подавала только сокращенную финансовую отчетность, о деятельности этой компании мало что известно. Но последняя отчетность за март 2014 года показывает, что она имела $4 млн наличными в банке и около $1 млн в инвестициях на тот момент.

Летом того же 2014 года Токаевы предприняли еще один шаг, чтобы спрятать свои инвестиции поглубже. Кипрский регистрационный агент, который вел дела их компаний, попросил свой офис на Британских Виргинских островах назначить владельцами фирм номинальных акционеров или посредников, убрав из владения упоминание Токаевых, что помогло бы эффективно скрыть их право собственности. Запрос пришел в электронном письме, которое было в Архивах Пандоры. Все три компании Токаевых с того времени были закрыты. Казахстанские госслужащие не обязаны по закону публиковать в открытом доступе свои декларации, что оставляет источник миллионов Токаевых загадкой.

Семья не ответила на запросы расследователей OCCRP о комментариях.

В связи с получившей огласку историей по-другому выглядит речь Токаева, когда после январских волнений 2022 года в Казахстане он высказал завуалированные предупреждения отечественным нуворишам, сколотившим свое состояние за 30 лет правления первого президента РК Нурсултана Назарбаева.

 

«Благодаря Первому Президенту — Елбасы в стране появилась группа очень прибыльных компаний и прослойка людей, богатых даже по международным меркам. Считаю, что пришло время отдать должное народу Казахстана», — сказал тогда Касым-Жомарт Токаев.

 

Сегодня в искренности порыва Токаева побороть гидру коррупции, учитывая данные о миллионных офшорах его семьи, увы, приходится сомневаться.

Кстати, в проекте «Секреты Credit Suisse» фигурируют еще две известные казахстанские фамилии, имеющие самое непосредственное отношение к семье первого президента Казахстана.

Так, шесть счетов в этом банке с 2008 по 2012 годы имела старшая дочь первого президента Казахстана Дарига Назарбаева (максимальная сумма, побывавшая на этих счетах, составила 21 611 765 швейцарских франков, что эквивалентно 150 миллионам долларов).

Средняя дочь Назарбаева Динара Кулибаева и ее супруг Тимур Кулибаев владели счетами в Credit Suisse с 2008 по 2012 годы. За это время через их счета прошла сумма 843,945,389 швейцарских франков (эквивалентно примерно 5 млрд долларов по курсу на декабрь 2012 года).  

На обложке коллаж James O’Brien

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.