21 октября 2022 года Центральная избирательная комиссия РК завершила регистрацию кандидатов в президенты РК. Их в итоге оказалось шесть– действующий глава государства и пять спарринг-партнеров. Спрашивается, зачем они нужны?
Для начала процитируем пресс-релиз:
«В установленный Календарным планом период зарегистрированы следующие кандидаты:
- Токаев Касым-Жомарт Кемелевич,
- Кажыкен Мейрам Зекешевич,
- Дайрабаев Жигули Молдакалыкович,
- Абден Каракат Жаксылыккызы,
- Турсынбекова Салтанат Пархатовна,
- Ауесбаев Нурлан Сатыбалдиевич.
Таким образом, Центральной избирательной комиссией зарегистрированы 6 кандидатов в Президенты Республики Казахстан. Из которых 2 женщины и 4 мужчин; 1 государственный служащий, 1 представитель коммерческой структуры, 4 представителя неправительственного сектора, в том числе 1 представитель политической партии».
С формальной точки зрения такое разнообразие кандидатов в президенты свидетельствует о том, что в Казахстане демократия не просто буйно «расцвела», но и дала практические результаты. Другое дело, что поверить в это могут лишь люди, которые ничего или мало что знают о стране, или знают, но готовы (желают) быть обманутыми.
Внутри все прекрасно понимают, что настоящий кандидат — это действующий глава государства Касым-Жомарт Токаев. Ну а все остальные — его «попутчики», отобранные Акордой, дабы набросить соответствующий флер на казахстанскую авторитарную политическую систему и «суперпрезидентскую» вертикаль.
Именно поэтому нас в данном случае интересуют не кандидаты в президенты РК, не прошедшие «естественного» отбора в недрах Акорды (не важно, по каким причинам), а люди, которые удостоились чести быть поименованными в избирательных бюллетенях вместе с новым «лидером нации».
Их, напомним, пятеро, и это кандидаты от:
- республиканского объединения профсоюзов «Содружество профсоюзов Казахстана «Аманат» — Мейрам Зекешевич Кажыкен;
- общественного объединения «Народно-демократическая патриотическая партия «Ауыл» — Жигули Молдакалыкович Дайрабаев;
- республиканского общественного объединения «Национальный альянс профессиональных социальных работников» — Каракат Жаксылыккызы Абден;
- республиканского общественного объединения «Қазақ аналары – дәстүрге жол» — Турсынбекова Салтанат Пархатовна;
- республиканского общественного объединения «Общенациональная социал-демократическая партия» — Ауесбаев Нурлан Сатыбалдиевич.
У нас нет сомнений в том, что вышеназванные люди стали кандидатами в президенты и «попутчиками» Токаева не просто так. При этом ключевую роль в этом неестественном отборе сыграли, похоже, не столько их персональные качества, заслуги перед государством или менеджерские способности, сколько сферы деятельности, в которых они оперировали и наиболее широко известны.
Это профсоюзное движение, политическая партия, ориентированная на выражение интересов сельских жителей, женские движения, в том числе ориентированные на работу с казахскоязычными матерями, и политическая партия, в прошлом считавшаяся оппозиционной к Акорде.
По нашей оценке, этот выбор Акорды, равно как и введение в избирательные бюллетени строки «против всех» свидетельствуют о том, что Касым-Жомарт Токаев и его команда очень опасаются:
- во-первых, повторения вспышки активности независимых избирателей, которые в ходе предыдущей общенациональной избирательной кампании и в день выборов зафиксировали такое количество нарушений, что поставили под сомнение результаты голосования,
- во-вторых, того, что казахстанцы не придут голосовать.
Если бы Касым-Жомарт Токаев мог позволить себе продолжать политику и практику своего предшественника Нурсултана Назарбаева, то он наверняка махнул бы рукой на подобные риски, и Центральная избирательная комиссия вместе с подчиненными ей территориальными избирательными комиссиями посчитала бы число пришедших проголосовать и число бюллетеней, поданных за конкретных кандидатов, так, как нужно.
Но после январских событий 2022 года он уже не может позволить себе так грубо действовать, плюс он объявил о строительстве «Нового Казахстана».
Именно поэтому Акорда и предприняла специальные меры по ограничению числа общественных организаций, которые допускаются к наблюдению за выборами. Ну и параллельно чрезвычайные меры, чтобы завлечь казахстанских избирателей на избирательные участки. В том числе введя в избирательные бюллетени строку «против всех» для протестно настроенных граждан, а для остальных — включив в бюллетени в качестве кандидатов людей, которые им или знакомы, или вызывают интерес и поддержку в силу профессионального, отраслевого, языкового, гендерного «родства».
По нашей оценке, для Акорды это вполне разумные решения, поскольку они существенно снижают риски того, что на избирательные участки 20 ноября 2022 года придет меньше половины зарегистрированных в республике избирателей, имеющих права голоса (в 2019 году в голосовании на внеочередных президентских выборах приняло участие 77,5%), а Касым-Жомарт Токаев победит на выборах, получив поддержку меньшей доли казахстанцев, чем это было на предыдущих выборах (в 2019 году за него проголосовало 70,96%).
Ведь умножение двух цифр в скобках дает правильный с точки зрения Акорды результате – поддержка Токаева согражданами в 2019 года составила 55% от общего числа зарегистрированных избирателей. И если сейчас она рухнет ниже половины, это станет свидетельством того, что казахстанцы не поддерживают преемника Нурсултана Назарбаева так, как они поддерживали самого Назарбаева. Более того, поддержка Токаева казахстанцами падает.
ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!
Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или на номер карты 4400 4302 1819 1887. И есть еще несколько способов – они на этой странице.