Проблема Токаева в том, что он продукт авторитарной системы, где давно уже сформировалась искусственная чиновничья кастовость, когда формируется ощущение избранности, когда чиновник априори выше всех остальных граждан страны. Отсюда пренебрежение, хамство и неприязнь многих представителей власти как к народу, так и к любому альтернативному мнению, если оно не вписывается в эту систему.
Ведь номенклатурная кастовость часто скрывает непрофессионализм многих чиновников, так как при отрицательной кадровой селекции и отсутствия большого количества социальных лифтов, лояльность важнее компетентности.
Кстати, в отличие от многочисленных кабинетных бездарей, даже «диванные эксперты» в соцсетях хотя бы живут в жестком конкурентном мире, где должны пройти жесткий естественный отбор, чтобы к их мнению кто-нибудь прислушивался. Ведь соцсети не прощают того, чего полно среди представителей номенклатурной касты: фальши, продажности, флюгерства и глупости.
Соцсети давно уже стали не просто ретранслятором разных мнений, в том числе и тех людей, кто «далек от политики и хайпа социальных сетей», но индикатором общественных настроений, коллективным мозгом и миноискателем для нейтрализации тех социально-экономических и политических бомб которые закладывают сами же представители власти на всех уровнях.
И соцсети имеют гораздо больше общего с реальностью, чем правительство, на расширенном заседании которого президент наехал на соцсети. Хотя, откровенно говоря, все эти наезды Токаева из той же оперы, когда при Назарбаеве наезжали на журналистов, представителей НПО, оппозиционных движений и др.., которых также обвиняли в том, что они своей критикой мешают власти «думать о стране».
В результате за 30 лет власть создала вокруг себя такой плотный информационный вакуум, который привел её к управленческой слепоте, глухоте и хромоте, а всю страну завёл в тупик.
И сейчас это не дежавю, а явный признак того, что в «Жаңа Қазақстан» не только все ещё много старых лиц, но также все еще популярны старые методы валить с больной головы на все что угодно, лишь бы по этой голове не ударили.
Я уже много раз об этом говорил, но буду ещё раз это повторять. Не критиков, оппозиции или «диванных экспертов» должна бояться и игнорировать власть. Опасаться надо тех, кто готов ради своих интересов служить любой власти, а не стране. И настоящее «Слышащее государство», которое, по мнению президента, якобы должно слушать и поддерживать простых людей, это на самом деле не госаппарат, который сам решает, что ему слушать, а что нет, главное — чтобы ничего не нарушало безмятежную гладь болота.
Настоящее «Слышащее государство» — это широкая коммуникационная инфраструктуры, где соцсети лишь часть пазла под названием «конкурентное политическое и информационное поле».
Только тогда у людей будет большой выбор, через какой канал воздействовать на власть. Через партии или профсоюзы, через местное самоуравлении или избранных в ходе честной борьбы депутатов, через СМИ или НПО, через независимые и некоррумпированные суды или через соцсети.