Site icon respublika.kz.media

Ситуация с Козачковым — серьезный тест на Новый Казахстан

Я намеренно о деле Михаила Козачкова решил не делать никаких выводов в первые несколько дней, пока немного не улягутся эмоции. Эмоции улеглись быстро – надо сказать, неприятно быстро.

И должен отметить, что в риторике очень многих людей, которые в эти дни высказались в защиту Михаила Козачкова, была отмечена одна интересная деталь. Очень многие писали о том, что Михаил Козачков – человек неоднозначный. Что о нем разные вещи говорили в разное время. Как-то комментировать эти вещи я здесь не буду, важно другое – Михаил Козачков мало в чьих глазах выглядел белым и пушистым. Более того, у меня лично нет никаких причин испытывать к этому человеку какую-то симпатию.

Важно другое. Люди, которые Козачкова защищают, в один голос говорят о том, что при его задержании были допущены процессуальные нарушения. Эти нарушения много раз перечислялись. Прокуратуру и лично президента страны просили расследование этих нарушений взять на контроль.

Получается, что мы исходим из ситуации, в которой человека с не самой понятной репутацией берут под стражу с процессуальными нарушениями. Более того – пиар-компания, которая этот процесс сопровождает, как раз и была сконцентрирована на том, что это человек нехороший, и поэтому нарушения в отношении него – это нормально.

А самое интересное, что наши люди такую точку зрения часто разделяют. Наши люди вообще часто исходят из принципа, что нет дыма без огня, и что закон – это такой бантик на большом и красивом торте под названием «справедливость». И что вроде бы бить никого в тюрьмах нельзя – но если речь идет о каких-нибудь бандитах, то можно. И что без адвоката никого задерживать нельзя – но если речь идет о скандально известном журналисте, то можно. И что презумпцию невиновности нарушать можно, и всякие другие вещи на грани делать можно.

И вообще, если попался – то это твои проблемы.

Так вот, эта точка зрения – зло.

Именно такое поведение, которое прочно укоренилось в практике наших правоохранительных органов, как раз и отделяет нормальную страну от той страны, в которой мы жили последние тридцать лет.

В любой стране с развитой и независимой судебной системой процессуальные нарушения – это серьезная проблема. Человек может быть сто раз виноват, может быть отъявленным бандитом, про которого всем все известно, но если при его задержании, или при доказывании его вины были допущены процессуальные нарушения – такой человек, скорее всего, окажется на свободе. Потому что правоохранители должны работать или на 100% безупречно, или никак. От этого зависит их репутация и результат их работы.

И наоборот – если они работают не безупречно, то нет в нашей стране ни одного человека, который может чувствовать себя в безопасности. Сегодня пришли за Козачковым, завтра за кем-нибудь из нас.

И про любого из нас, поверьте, найдут что рассказать некрасивого. И про любого из нас люди будут думать, что нет дыма без огня.

Поэтому вся эта ситуация — серьезный тест для разговоров про новый Казахстан. Наверное, самый серьезный, начиная с января. Или будет прозрачное и понятное расследование процессуальных нарушений, по результату которых общественности будет представлен внятный ответ на вопрос о том, были они, или нет – или этот вопрос, как обычно, замнут как малозначительный. Если второе – тогда никаких реальных изменений в стране нет, и каждый дальше может сам делать свои выводы.

Но есть и еще одна проблема. Любой резонансный вопрос в соцсетях живет дня три-четыре. И я лично видел, как люди, в воскресенье отчаянно кричавшие о справедливости в отношении Козачкова, спустя пару часов бурно радовались победе сборной Аргентины.

К концу недели шумиха вокруг задержания закончится совсем. Потом будет Новый год. Потом все разъедутся по отпускам. И Козачков станет просто еще одним из бесчисленного количества персонажей, которые в этом прекрасном году оказались за решеткой.

А проблема даже самых популярных общественных деятелей, которые там оказываются, состоит в том, что они напрочь лишаются голоса.

И если лично вас действительно волнуют проблемы справедливости, свободы слова и нарушений прав журналистов, то хорошо бы иметь более долгую память. Хотя это, конечно, неудобно и неприятно. А иначе это все действительно только покричать. И мы с вами — действительно диванные эксперты.

И еще на тему ареста журанлиста Михаила Козачкова по этой ссылке.

ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!

 

Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или на номер карты 4400 4302 1819 1887. И есть еще несколько способов – на этой странице.

Exit mobile version