В прошлую пятницу мы опубликовали материал: «По следам приговора Жанболату Мамаю», в котором снова предложили оппозиционно настроенным  казахстанцам начать объединяться — хотя бы на теме защиты Мамая от произвола казахстанских властей. Мы выбрали его не потому, что он единственная жертва «Нового Казахстана», а потому что, на наш субъективный взгляд, он лучше многих других подходит к роли публичного оппонента второго президента РК Касым-Жомарта Токаева.

Судя по отсутствию реакции на статью, прочитавшие ее предпочли отмолчаться. Честно признаемся, мы этого ожидали. Однако вопрос-то по-прежнему стоит в повестке дня – что нужно сделать, чтобы оппозиция в Казахстане начала если не объединяться, то хотя бы сотрудничать внутри своего лагеря?

Очевидно, что самое простое и быстрое решение этой проблемы – появление в республике политической партии демократической ориентации. Она могла бы стать центром оппозиции и главным координатором ее действий.

Но, понятно, что создать ее в ближайшие годы вряд ли удастся. Причем не только в силу неизбежного противодействия авторитарной политической системы и «суперпрезидентской» вертикали, но и потому, что значительная часть нынешних протестно настроенных казахстанцев не готова вступать в такие объединения, принимая тем самым на себя обязательства подчиняться кому-либо или чему-либо.

Но даже если вдруг случится чудо, и в политическом пространстве страны появятся лидеры, способные не только поставить перед собой задачу создания оппозиционной партии, но и привлечь в нее большое число сторонников, плюс найти денежные средства для ее устойчивого финансирования, то они столкнутся с неожиданными для себя проблемами. В частности с появлением внутри партии множества фракций, которым только предстоит научиться воспринимать чужое мнение и договариваться.

Это не стало бы критической проблемой в демократической стране. Но в Казахстане с его голимым авторитаризмом фракционность неизбежно приведет к тому, что Акорда и спецслужбы используют эту слабость для того, чтобы уничтожить новую политическую партию или превратить ее в управляемую.

В этих условиях рабочим вариантом создания политической партии (неважно, зарегистрированной в органах юстиции или нет) могла бы стать модель, которую мы условно назовем «сектой». Ее принципиальное отличие от классической модели – ориентирование на безоговорочного лидера.

Теоретически такой вариант возможен, но, по нашей оценке, мало реален.

  • Во-первых потому, что на политической авансцене республике нет лидеров, которым безоговорочно поверили бы если не массы, то значимое, в несколько десятков тысяч, число казахстанцев.
  • Во-вторых, не просматривается политическая идея, способная стать материальной силой и объединить очень много людей.
  • В-третьих, у казахстанцев нет массовой готовности объединяться ради политической идеи.

Так что, похоже, организованной политической оппозиции в Казахстане не будет, по крайней мере, в ближайшие годы. А это значит (и это более критично), что в силу относительно небольшой численности людей, способных и готовых проявлять активность в этой среде, не запустится конкуренция между оппозиционными группами и движениями. И в итоге они в массе свой будут «вариться в своем котле» и больше бороться за свое выживание, чем за поддержку казахстанцами своих идей и лидеров.

Тем не менее, не все так плохо. Ведь совсем не обязательно, чтобы политическая оппозиция в Казахстане была обязательно демократической. Главное – чтобы она была и действовала. И судя по тому, как развиваются события в стране – это может случиться достаточно скоро.

Дело в том, что второй президент РК Касым-Жомарт Токаев пока придерживается своих негласных обещаний Нурсултану Назарбаеву не трогать ближайших родственников и соратников последнего. Но держать свое слово ему все труднее и труднее.  Ведь его соратники (не будем поминать родственников) все как один спят и видят себя столь же богатыми, влиятельными и независимыми от сограждан, как члены «организованного преступного клана» Назарбаева.

Если не завтра, то через пару лет сдержать их аппетиты Касым-Жомарту Токаеву не удастся. Ну а если к тому же Нурсултан Назарбаев уйдет из жизни, то тогда процесс ревизии первоначального накопления капитала в Казахстане ускорится до невообразимых на сегодняшний день скорости и масштабов.

Поскольку среди родных и близких первого президента РК уж совсем дураков нет, они, скорее всего, это понимают. И часть из них наверняка рискнет начать защищаться политически от политических угроз, в том числе путем создания партии или общественного движения.

Ведь после того, как они потеряли прямое влияние на «суперпрезидентскую» вертикаль, их шансы сохранить свое имущество и активы в неприкосновенности в случае, если Казахстан объявит их преступниками и начнет преследовать по всему миру, не слишком велики.

Не станем гадать, кто именно из нынешних казахстанских миллиардеров и мультимиллионеров станет оппонентом Токаеву и его клану, но именно эти люди в итоге и сформируют новую казахстанскую политическую оппозицию.

Тогда как ныне существующие оппозиционные движения и группы, а также отдельные протестанты, даже если они будут сверхактивны, окажутся перед выбором – сохранить свою независимость и остаться рядовыми участниками внутриполитических процессов или примкнуть к новых игрокам. (Сразу оговоримся, что подобное развитие событий в истории человечества – норма).

Пойдет ли Казахстан по пути большинства западных государств? Или вернется к российскому варианту, когда благодаря жесткости, жестокости, упрямству и негибкости авторитарной политической системы и «суперпрезидентской» вертикали в обществе появится спрос на политическую силу авторитарного толка, способную свергнуть предыдущую власть и построить рай на земле?

Не знаем. Но тот факт, что в ходе январских событий 2022 года к нескольким тысячам мирно протестующих присоединились несколько десятков тысяч получивших возможность пограбить, пугает. Хотя бы потому, что если экономическая ситуация в республике не исправится в ближайшие пару лет, то число граждан, которые не просто недовольны своим государством, но и вынуждены использовать любой вариант решения своих текущих проблем, начнет зашкаливать.

P.S. Поскольку уже очевидно, что загнанные в угол казахстанцы в массе своей не будут воспринимать даже вполне разумные аргументы власти, не говоря уже про отговорки и лобовые отказы, вероятность того, что вслед за январем 2022 года последует, скажем, декабрь 2025 года, более чем велики.

 

И если наша логика корректна, то, выходит, что сегодня Акорда должна быть крайне заинтересована в том, чтобы протестно настроенные граждане тратили свои усилия и время не столько на то, чтобы создать политическую партию и с помощью ее начать борьбу за власть, сколько на:

 

а) концентрацию и передачу наверх информации о том, что беспокоит казахстанцев,

б) контроль действий местных властей,

в) оказание помощи чиновникам в решении проблем.

 

ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!

 

Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или на номер карты 4400 4302 1819 1887. 

И есть еще несколько способов – на этой странице. 

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.