Очередного витка в своем развитии Жана Казахстан достиг этим летом: в правительстве начали отказываться от реализации идей, которые в рамках Жана Казахстан в свое время и появились.
31 июля на портале «Открытые НПА» был опубликован проект документа, согласно которому в правительстве решили свернуть нацпроект ««Ұлттық рухани жаңғыру» — тот самый, что называли в народе «модернизацией сознания».
Первый вопрос, который возникает по этому поводу: как так? Ведь это же наше все — наша идеология, наше самоопределение и прочая, прочая, прочая…
Но ответа на него в самом документе нет, констатируется лишь, что «…по итогам заседания Высшего совета при президенте РК по реформам поручено завершить интеграцию мероприятий национального проекта «Ұлттық рухани жаңғыру» в другие документы Системы государственного планирования с дальнейшей постановкой его на утрату».
Нет эффективности — нет программы
Более откровенен, отвечая на вопрос, оказался Дархан Кыдырали — министр информации и общественного развития (государственного ведомства, отвечающего за реализацию этого проекта):
«Не только по «Ұлттық рухани жаңғыру», а по всем нацпроектам по поручению правительства была проверка эффективности. Мы провели анализ и выставили на обсуждение общественности (…) В целом если эффективности нет, то мы отказываемся от проектов. Но в случае если среди проектов есть те, которые направлены, например, на поддержку молодежи или укрепление духа патриотизма, то они находят продолжение при интеграции с другими проектами».
При этом министр не преминул отметить, что в рамках «Ұлттық рухани жаңғыру» есть и эффективные программы. Например, по дубляжу и переводу на казахский язык анимационных фильмов.
Однако факт остается фактом: из десяти имеющихся в Казахстане национальных проектов на утрату решили поставить именно этот.
С подачи Назарбаева
Справедливости ради надо сказать, что «Рухани жаңғыру» не есть детище Жана Казахстан.
Идея модернизации общественного сознания и духовного возрождения впервые была озвучена в 2017 году в статье первого президента РК Нурсултана Назарбаева «Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру».
Однако считалось что у идеи этой не было программного содержания и плана реализации на государственном уровне. Хотя и деньги выделялись, и структуры создавались, и даже отчеты какие-никакие строчились, о чем мы не раз рассказывали нашим читателям.
УЗНАТЬ ОБ ЭТОМ БОЛЬШЕ можно по ссылкам ниже:
Был бы карман, а бюджет найдется?
Но осенью 2021 года уже второй президент страны Касым-Жомарт Токаев решил, что время госпрограмм прошло и наступает эра нацпроектов.
13 октября того же года он подписал соответствующий указ, в результате которого на свет появилось десять нацпроектов. Под номером 3 значился как раз «Ұлттық рухани жаңғыру».
В его рамках планировалось решение 7 задач, достижение 21 желанного показателя и исполнение 66 мероприятий. Главной целью было «сохранить национальный код, возродить культурную идентичность, реализовать художественно-творческий потенциал каждого казахстанца и сформировать у молодого поколения духовно-нравственные ценности».
По замыслу президента, отличие нацпроектов от госпрограмм заключалось в том, что их якобы нельзя будет продлять или возобновлять без оценки полученного результата. И вот, похоже, этот момент настал – только не продления, а отмены.
Будет ли оценка результата? Да и есть ли он? Об этом – чуть ниже.
Когда миллиарды не впрок
В октябре 2021 года занимавшая тогда пост министра информации и общественного развития Аида Балаева сообщила, что консолидированный бюджет нацпроекта «Ұлттық рухани жаңғыру», рассчитанный на 2021-2025 годы, составляет 119 миллиардов тенге.
«Идеология – это специфическая сфера, продвижение которой всегда остается за государством. По сути – это вложение в сознание людей, отдача от которого будет проявляться практически во всех сферах жизнедеятельности общества, экономике, социальной сфере, культуре, сфере образования и так далее», — поясняла министр.
Но, как мы видим, на третьем году реализации что-то с «сохранением», «возрождением», и «формированием духовно-нравственных ценностей» пошло не так, раз преемник Балаевой на посту главы мининформа заговорил о неэффективности как самого проекта, так и интеграции его с другими.
Понятное дело, что новый министр может иметь свое видение. Однако надо упомянуть, что в 2021 году Дархан Кыдырали был не рядовым казахстанцем, а председателем правления АО «Республиканская газета «Егемен Қазақстан» и президентом Международной организации «Тюркская академия», а также – доктором исторических наук. То есть, если он сегодня говорит о неэффективности проекта, то мог и тогда еще предвидеть, что «модернизация сознания сверху» отдает профанацией, и сказать свое веское слово. Однако не сказал (а действительно, чего вылезать, когда тебя не спрашивают).
Пост министра Кыдырали занимает с сентября 2022 года, но и тут он молчал, пока в Совете по реформам не решили, что пора этот балаган сворачивать.
Да и Аида Балаева, покинув пост министра, не канула в небытие, а трудится сегодня заместителем руководителя Администрации президента РК. И ей ничего не мешает с этого поста кинуться защищать свое детище. Но и она ничего подобного не делает, что тоже объяснимо: а вдруг как заставят отчитаться, сколько из 119 млрд тенге было потрачено и на что конкретно.
Впрочем, с отчетами об эффективности в Казахстане всегда наблюдается напряженка. У нас сроки проведения мероприятий, выполнения планов и прочее могут переноситься, а потом и вовсе забываться, что они – эти планы – были.
И только у председателя Высшей аудиторской палаты Натальи Годуновой «все ходы записаны».
Так, анализ, проведенный палатой в начале 2023 года, показал, что семь из девяти нацпроектов, на реализацию которых было выделено из республиканского бюджета 8,1 трлн тенге, имеют низкую эффективность. Причина – некачественное планирование и нереалистичность достижений.
Вот что сказала Годунова относительно сворачиваемого проекта:
«Если говорить о примерах некачественного планирования, в нацпроекте «Ұлттық рухани жаңғыру» показатель уровня обеспеченности учебниками, изданными на казахском языке для организаций технического и профессионального образования, достигнут в полном объеме. При этом был не освоен 1 млрд тенге, выделенный из республиканского бюджета, по причине несостоявшихся конкурсов по госзакупкам. План такой, что миллиард оказался лишним. Мы уже не миллионами, а миллиардами считаем».
А вообще, что может показать реалистичность достижений в «модернизации сознания» и «духовного возрождения»? Какими литрами, метрами, килограммами это можно измерить?
Между тем, чем это хорошо измеряется, так это миллиардами тенге. Если заглянуть в паспорт сворачиваемого ныне нацпроекта, то из 119 млрд. тенге в 2021 должно было быть освоено (и наверняка освоено) 27,7 млрд. тенге, в 2022 – 26,6 млрд. тенге, в 2023 – 23,4 млрд. тенге. Правда, не факт, что будет предан широкой огласке комплекс мероприятий, на которые эти деньги конкретно были потрачены (деньги, особенно бюджетные, любят тишину). По крайней мере, мы в открытых источниках этой информации не нашли. Есть только планы.
В частности, к 2025 году планировалось:
— охватить 88,5% населения проектами программы «Рухани жаңғыру»;
— охватить 100% детей школьного возраста культурным воспитанием;
— повысить читательскую активность населения в рамках проекта «Читающая нация» до 40%;
— увеличить количество посещений объектов культуры в два раза.
Для достижения этих показателей планировалось построить 250 новых и капитально отремонтировать 1200 действующих объектов культуры. И как итог — уровень удовлетворенности населения качеством услуг в сфере культуры должен был достичь к 2025 году 75%.
Нелишним будет упомянуть, что нацпроекту «Ұлттық рухани жаңғыру» предшествовала программа «Рухани жаңғыру», бюджет которой в 2019 году составлял 531 млн тенге, а в 2020 – 277 млн тенге. И вот что творили чиновники в рамках «модернизации сознания»:
— в Акмолинской области переименовали в честь казахских биев несколько улиц;
— в Туркестанской области состоялось проведение верблюжьих гонок;
— в Мангистауской области пошили специальный шапан для футболиста Криштиану Роналду;
— в Павлодарской области провели чемпионат по ползанию среди годовалых малышей, конкурс бата (национальных казахских молитв) среди пожилых людей, конкурс песен среди полицейских и даже модернизацию водопровода в туристическом районе.
Комментарии, как нам кажется, излишни.
Можно лишь добавить, что, по данным Казахстанского института общественного развития, по итогам 2021 года 73,2% опрошенных респондентов мероприятиями в рамках «Рухани жаңғыру» не интересовались, лишь 14,2% участвовали в спецпроектах программы и 12,5% проявляли готовность к участию.
ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!
Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или карты 4400 4302 1819 1887.
И есть еще несколько способов – смотрите на этой странице.