К семи годам лишения свободы приговорил 29 ноября 2023 года суд города Астаны всемирно известного марафонца Марата Жыланбаева. Решение суда первой инстанции еще не вступило в законную силу, и у подсудимого есть возможность его обжаловать в апелляционной коллегии.
Правозащитник Бахытжан Торегожина опубликовала на своей странице в Facebook жалобу, написанную самим марафонцем.
Полный ее текст приводим ниже.
В апелляционную коллегию суда г. Астаны
от осужденного Жыланбаева М.Т.
учр. №64, камера №222
АПЕЛЛЯЦИОННАЯ ЖАЛОБА
Приговором межрайонного суда от 29 ноября 2023 г. (судья Каримов С. К.) я был осужден по ст.405 ч.2 и ст.258 ч.2 УК РК.
Приговор суда считаю полностью сфабрикованным, незаконным, надуманным и несоответствующим действительности.
Нарушены все мои права и свободы, а также законы Конституции РК и статьи УК РК.
Я никогда ни в какой партии не состоял, хотя меня приглашали в разные партии. Дарига Назарбаева лично приглашала меня в свою партию «Асар», чтобы я возглавил ее партию в г. Экибастуз. В 2003 году я был депутатом городского маслихата (единственный беспартийный), но я отказался вступать в ее партию, так как я против диктатуры.
Я никогда не являлся участником партии ДВК, но поддерживаю многие политические, социальные и экономические программы. Так как вижу целесообразность их внедрения. Одним из оснований обвинения служит, что я напрямую общался с Аблязовым. А разве это преступление?
До сих пор на сайте запрещенных организации нет «ДВК» и «Коше», но есть «Талибан», с которым правительство Токаева активно сотрудничает, оказывает материальную помощь и финансирует из денег налогоплательщиков международную террористическую организацию, когда свой народ ходит нищим.
Но при этом власть обвиняет меня в финансировании экстремистской организации. Хотя по всем банковским отчетам видно, что все деньги ушли для избирательного взноса кандидатов в депутаты Мажилиса Парламента. По версии суда, наше государство-террорист. Так как все деньги поступили в бюджет государства.
Правительство Токаева сами нарушают законы, а меня безвинно хотят сделать виновным.
Конституция РК ст.14: «Все равны перед законом и судом».
Я считаю, что меня преследуют по политическим мотивам, тем самым нарушая основной закон Конституции РК, который имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Казахстана.
Конституция РК ст.39 п.3: «Не допускается ни в какой форме ограничение прав и свобод граждан по политическим мотивам».
Я знаю, что власти Казахстана преследуют меня как лидера незарегистрированной партии «Алға Қазақстан». С мая 2022 года оргкомитет партии «Алға Қазақстан» подал 21 раз документы на регистрацию партии в Минюст, но каждый раз получал безосновательные отказы. На все решения Минюста мы подавали в суды. Но «справедливое и слышащее» государство против того, чтобы в Казахстане создавались по-настоящему народные партии.
Тем самым правительство РК вновь нарушает основной закон Конституции РК статья 23 п.16: «Граждане Республики Казахстан имеют право на свободу объединения».
Конституция РК ст.3 п.1: «Единственным источником государственной власти является народ».
С 2016 года я регулярно хожу на все митинги, которые устраивает оппозиция. Так как считаю, только наше равнодушие и молчание порождает диктатуру в нашей стране.
21 мая 2016 году я впервые вышел на митинг после незаконного ареста организаторов Атырауского «земельного митинга» Макса Бокаева и Талгата Аяна, которых власть посадила на 5 лет в тюрьму. В тот день кроме меня в Казахстане арестовали более тысячи человек.
За 9 месяцев перед моим арестом я лично подал в акимат Астаны 20 уведомлений на мирные митинги на различные темы: «Освободить всех политзаключенных», «Зарегистрировать партию «Алға Қазақстан»», «Требуем международного расследования кровавых январских событий». На все мои уведомления получил безосновательные отказы. Я также оспаривал в судах необоснованные отказы акимата г. Астаны.
Акимат Астаны своими лживыми отказами нарушил основной закон Конституции РК ст.32: «Граждане Республики Казахстана вправе мирно и без оружия собираться, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.»
С мая 2016 года меня 15 раз арестовывали на 4–8 часов, а два раза сажали в тюрьму за мирные митинги на 15 и 20 суток. Хотя сам Токаев на видео говорит: «Достаточно только уведомления и скажите это всем зарубежным журналистам и правозащитникам».
Во время этих арестов были грубо нарушены законы УК РК, задержания без обвинения не могут быть более 3-х часов, мои требования вызвать моего адвоката постоянно игнорировались.
И снова нарушения законов Конституции. Конституция РК ст.16 п.3 «Каждый задержанный, арестованный имеет право пользоваться помощью адвоката с момента задержания или ареста».
В начале 2023 года состоялись выборы в Мажилис Парламента РК. С нашей незарегистрированной партии 10 человек подали на регистрацию в кандидаты депутата, и я в том числе. До регистрации прошли четверо, на нас оказывалось сильное давление со стороны власти.
Я не раз жаловался независимым наблюдателям ОБСЕ и ПАСЕ, с которыми неоднократно встречался в г.Астане. В результате никто из нас не прошел, всех кандидатов от оппозиции убрали не обоснованно.
Сразу после выборов только по моим данным посадили в тюрьму 5 гражданских активистов из числа бывших кандидатов в депутаты Мажилиса Парламента РК: Нуржан Альтаев, Думан Мухамметкарим, Айгерим Тлеужанова, Канат Абаев и меня. Всем нам инкриминируются тяжелые уголовные статьи.
Спрашивается, куда смотрели власти, когда допускали таких «преступников» на выборы?! Конечно, все эти дела сфабрикованы, мировым сообществом все мы признаны политзаключенными. Власть как огня боится настоящей оппозиции.
Власть, как всегда, нарушила основной закон Конституции РК ст. 33 п.2 «Граждане Республики Казахстан имеют право избирать и быть избранными в государственные органы». А также вновь грубо нарушены законы Конституции ст.39 п.3 «Не допускается ни в какой форме ограничения прав и свобод граждан по политическим мотивам».
В июне-июле 2022 года меня два раза полиция задержала в Центральном парке Астаны за раздачу агитационных листовок с призывом вступить в партию «Алға Қазақстан». За это меня незаконно оштрафовали два раза на 153 тысячи тенге (306 000 тенге).
Конституция РК ст.20: «Каждый имеет право свободно распространять информацию любым не запрещенным законом способом».
В апреле 2021 года в газете «ДАТ» вышла моя публикация на две страницы под заголовком «Нами правят воры, бандиты и подхалимы», где я правдиво критиковал двух президентов и саму власть. Через пару месяцев на меня подали в суд пять профессоров якобы за оскорбление президента Назарбаева в газете и в соцсетях. Меня оправдали, так как суд проходил во время кровавых январских событий. А Назарбаев испугался и так спрятался, что его не могли найти.
Но через пару месяцев на мой частный дом в Астане навели камеру «Сергек». Здесь вновь нарушены мои права и закон Конституции ст.20: «Свобода слова и творчества гарантируются. Цензура запрещена».
Согласно ст.18 Конституции РК «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства. Каждый имеет право на тайну личных вкладов и сбережений, переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений». Но все мои права и свободу, которые гарантирует Конституция РК, грубо нарушены.
С мая 2020 года за моим домом и за мной лично ведется наблюдение. Меня постоянно преследуют на гражданских машинах агенты КНБ и полиции с номерами Астаны, Алматы, Шымкента, а иногда вообще без номеров или с номерами России. Все эти преследования я фиксировал на видео и скидывал в соцсети и правозащитникам. Мою электронную почту и соцсети (фейсбук, инстаграмм, телеграмм) постоянно подвергались взлому , о чем предупреждали сами соцсети. Также я знаю, что у них имелся мой телефонный номер дубликат, о чем я не раз сообщал в коллцентр связи.
КНБ и полиция имеют доступ ко всем моим банковским данным и незаконно отслеживают мои денежные транзакции, что грубо нарушает мои права на банковскую тайну. Я в основном пользовался Каспий Банком. В 2013 году я рекламировал этот банк и был лицом банка. Сейчас этот банк помогает власти в преследовании оппозиции, разглашая банковскую тайну, которая якобы охраняется законом Конституции.
Мой сотовый телефон iPhone 14 Pro Max был взломан шпионской программой «Peqasus», которую КНБ купила у Израиля за очень большие деньги «налогоплательщиков».
Самая главная и первая статья Конституции РК ст.1 п.1 гласит: «Республика Казахстан утверждает себя демократическим светским государством, высшими ценностями, которого является человек, его жизнь, права и свобода». Я с этими словами согласен на 100%, но это, к сожалению, не так.
У нас страна диктаторская. Страна, в которой имеются политические заключенные, не может называться демократической.
Как можно признать страну демократической, если у нас расстреляли по приказу властей сотни людей в Жанаозене-2011г., Кантар-2022г., которые просто вышли на мирный митинг отстаивать свои права.
Как можно признать страну демократической, если у нас нет свободы слова, свободы СМИ, прямых выборов акимов, честных и справедливых выборов президента и депутатов…
С приходом к власти Токаева, политические репрессии в Казахстане усилились, а число политических заключенных из числа активистов заметно увеличилось.
«Слышащее государство» слышит только подхалимов и лизоблюдов, а всех активистов, кто говорит правду, сажают в тюрьму.
«Справедливый Казахстан» — на всех активистов сфабриковывают уголовные дела и, чтобы никто не догадался, делают суды закрытыми.
«Новый Казахстан» всех активистов приравнивает к экстремистам и террористам.
6 января 2022 года десятки активистов вышли на центральную площадь Алматы и растянули длинный плакат с надписью «Активисты не экстремисты». Их всех расстреляли по чудовищному приказу Токаева, даже по военным меркам «Стрелять на поражение без предупреждения».
А по сути активисты — это санитары нашей диктаторской страны. Только благодаря повышенному чувству социальной справедливости активистов наша страна не превратилась в Северную Корею или Туркмению.
Все казахстанские правозащитные организации: «Qaharman», «405», «Bostandyq KZ», «Vertute», «Elimay», «Article14» признали мой арест политическим мотивированным.
Международная правозащитная организация «Открытый диалог» также признала меня политзаключенным, и это было озвучено в Европейской резолюции (август2023г.)
Международная организация World Liberty Congress, объединяющая правозащитников, адвокатов и журналистов из 39 демократических стран Евросоюза, США, Канады, Австралии, Великобритании, признала мой арест политически мотивированным.
Депутаты Евросоюза и Международная правозащитная организация Human Rights Watch по Европе и Центральной Азии (директор Хью Уильямсон и Мира Риттман) выступили с обращением к правительству Казахстана и в газете «ДАТ» №43 от 07.12.2023г о немедленном освобождении меня и прекратить все уголовные дела по политическим мотивам.
Приговор суда считаю незаконным и необоснованным. Писал бы и дальше, но в тюрьме дают только по два листочка в день. Поэтому на основании выше изложенного прошу отменить несправедливый приговор и оправдать меня, а также выплатить компенсацию, а виновных наказать.
Жыланбаев М. Т.
19.12.2023 года
НАПОМНИМ, ЧТО
Марату Жыланбаеву вменили преступления, предусмотренные статьями 405 («Организация и участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации после решения суда о запрете их деятельности или ликвидации в связи с осуществлением ими экстремизма или терроризма») и 258 («Финансирование террористической или экстремистской деятельности и иное пособничество терроризму либо экстремизму») УК РК и предусматривающие наказание до 6 и 12 лет лишения свободы соответственно.
ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!
Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или карты 4400 4302 1819 1887.
И есть еще несколько способов – на этой странице.