Вчера председатель «Нур Отана» встретился со своим заместителем. Фотофактов на сайте елбасы и его партии не было, поэтому нам приходится верить на слово.

Но отодвинем эти конспирологические мысли вокруг первого президента на второй план, а обратим большее внимание на его дело, которое продолжает жить. Особенно – на то, о чем хотел сказать Бауыржан Одноклассникович не своему шефу, а всей прогрессивной и не очень общественности.

Итак, гражданин Байбек отчитался перед товарищем Назарбаевым по ряду моментов. Например, по текущей деятельности фонда Birgemiz. Про него уже много сказано, но нужно отметить две важные детали. Во-первых, наблюдалась нехватка желающих получить от «добрых партийцев» пакеты с помощью и 50 тысяч тенге – не из-за сытости казахстанцев, а из-за их недоверия и нежелания участвовать в спектакле щедрости. А во-вторых, все понимают, что это лишь предвыборная агитация и подкуп потенциальных избирателей.

Потом что-то про волонтеров из «Жас Отана» было, и Нурсултан Абишевич порадовался этому, поручив «продолжить работу по укреплению доверия к партии». Здесь можно было бы рассмеяться над термином «укрепление» и порадоваться понятию «доверие», но на самом деле грустно – «нуровцы» сами отделяют свою партию от народонаселения. Впрочем, это неудивительно.

Смысл же встречи был в другом – во фразе, сказанном Байбеком:

«В настоящее время сформирован кадровый резерв из 10 тысяч партийцев. Правила праймериз утверждены с учетом квот для женщин и молодежи. Внутрипартийный отбор планируется провести во второй половине этого года».

И это он на полном серьезе.

Вообще-то, праймериз в большинстве случаев используют для определения кандидатов на президентские выборы. Есть и случаи с продвижением в парламенты, например, в признанные непризнанными ДНР с ЛНРом.

В нашем случае «нуротановцев» трудно назвать сепаратистами (пока, по крайней мере), но все равно как-то не пристегивается к ним понятие «праймериз». Даже если очень захочешь.

Совершенно понятно, на каких условиях будет происходить этот неестественный (с точки зрения демократии) внутрипартийный отбор. В принципе, это словосочетание является лучшим показателем того, что у нас происходило на электоральном поле практически с начала независимости. Именно отбор, а не выборы! Причем, отбирают не самых лучших (к сожалению, в партии власти и такие попадаются), а наиболее преданных. И такая неестественность стала в наших реалиях очень даже естественной.

Впрочем, пусть сами с собой разбираются по большому счету, а мы обратим внимание на то, что Бауыржан Одноклассникович сказал о сроках – «во второй половине года». Здесь необходимо вспомнить, что в докарантинную эпоху, когда еще Дарига Нурсултановна вовсю спикерствовала в сенате, а на носу был большой съезд, этот самый внутрипартийный отбор планировали провести сначала в марте, а потом перенесли на апрель. Точнее – с 15 апреля по 30 мая. Не получилось.

Значит ли это, что и очередные внеочередные выборы будут перенесены?

Вполне возможно – да. Ведь у нас все, включая Центризбирком (или в первую очередь – Центрпереизбирком), заточены и настроены под «Нур Отан» и его партийных бонз. А тот факт, что у нас все может измениться из-за положения вещей (своего рода нур-фэншуя) в «Библиотеке», никого уже не удивляет. Сначала, помнится, хотели провести парламентские выборы в конце зимы, потом перенесли их на весну, а сейчас…

Сейчас вообще все больше говорят о проведении для начала выборов в маслихаты (до конца лета), а поздней осенью или в начале декабря можно и нижнюю палатку парламента слегка обновить. Так, чисто для того, чтобы операцию «Преемник» продолжить, но с учетом новых реалией.

В принципе, Центрипереизбирком у нас уже готов – стали формироваться участковые комиссии и проявляются другие, менее заметные признаки надлвигающейся электоральной кампании. Поэтому нур-праймериз можно и совместить с предвыборной байгой в местные представительные органы. Это даже как-то естественно будет, но при этом «Нур Отан» как бы естественно превентивно будет готов (по сравнению с другими партиями).

Но есть небольшая вероятность, что выборы в маслихаты и в мажилис могут совместить, как это было в последний раз, в 2016 году. Тогда эти «выборы» прошли малозаметно для большей части населения, но на этот раз оно уже больше почувствовало себя народом, и уже заметны тенденции к объединению и готовности всех здравых сил пойти на те и другие выборы, в том числе и в виде независимых наблюдателей. Впрочем, это тема для другого разговора.

А что же «Нур Отан»?

Как ни странно, власти на данном этапе более выгодны раздельные выборы. Но все зависит от политического момента, который у нас может измениться в любой момент. Поэтому прогнозировать сроки выборов не стоит – главное, что они будут. И к ним надо готовиться не только «нуровцам», но и гражданскому обществу. Хотя бы для того, чтобы на деле показать, что никакие праймеризы и внутрипартийные отборы не могут приумножить доверие населения к партии.


В материале использованы карикатуры журналиста Мираса Нурмуханбетова, произведенные в рамках проекта «Miras Pics». Контент данного проекта стал возможным благодаря помощи американского народа, оказанной через Агентство США по международному развитию (USAID). Автор проекта «Miras Pics» несет ответственность за его содержание, которое не обязательно отражает позицию USAID, или Правительства США, или Internews.


 

 

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.