Десятки молодых людей – многие спортивные на вид – в сентябре этого года вышли на улицы Астаны, чтобы «очистить» их и «вернуть себе».

На них красные куртки, в руках – красные флаги, на которых написано «Дала қырандары» («Степные орлы»).

«Степные орлы» в красном ставят перед собой вполне достойную цель – борьбу с распространением синтетических наркотиков.

«Сегодня «синтетика» легко распространяется через интернет и QR-коды, которые можно увидеть на любой улице. Развитие химической промышленности делает такие наркотики дешёвыми и доступными, а распространители становятся все моложе», — справедливо отмечают активисты на своей странице в Instagram.

Однако дальше, в том же посте, «орлы» хвастаются сомнительным достижением: по их же словам, они заменяют QR-коды закладчиков, а когда «потенциальный наркоман» его сканирует, отправляют его личные данные в полицию.

Они делают это в рамках акции «Сатқындар» («Предатели»).

В МВД в ответ на запрос журналистов Qumash заявили, что не сотрудничают с «Дала қырандары», а действия активистов назвали незаконными.

Вопросы отправили —  ответов не получили

«Республика» в свою очередь направила запрос самой молодежной организации в надежде получить ответы на следующие вопросы:

1. Идея борьбы с синтетическими наркотиками – очень хорошая. Но не могли бы Вы уточнить, как конкретно в борьбе с синтетическими наркотиками может помочь передача данных наркозависимого (потенциального или реального покупателя наркотиков) полиции?

Не могли бы Вы поделиться авторитетными исследованиями по данному поводу?

Не кажется ли Вам, что эффективнее было бы предотвращать производство, распространение наркотиков и их ввоз в страну (либо сырья для изготовления наркотиков)?

2. Сколько конкретно данных наркозависимых (потенциальных или реальных покупателей наркотиков) Вы передали в полицию?

Привело ли это к заведению уголовным дел в отношении наркозависимых? Если да, то по каким статьям Уголовного кодекса?

3.  Как конкретно Ваша организация борется с изготовителями, оптовыми распространителями синтетических наркотиков? Сколько нарколабораторий было закрыто благодаря Вашей организации?

Борется ли (и как конкретно, если да) Ваша организации с ввозом в Казахстан наркотиков либо сырья для их производства?

Пытается ли Ваша организация установить связь между распространением синтетических наркотиков и коррупцией в госорганах Казахстана, в том числе в правоохранительных органах? (Я не утверждаю в этом запросе, что это имеет место быть, возможно, как раз Вы сообщите какие-либо данные по этому поводу).

На момент публикации ответы на вопросы от активистов получены не были. Но мы надеемся их все же получить.

Зато на наш запрос ответили в министерстве, чье руководство инициировало создание движения, которое хвастается передачей данных «потенциальных наркоманов» в полицию.

Поддержка полиции и Министерства туризма и спорта

Хоть в МВД, как сообщили журналисты, в ответ на их запрос и заявили, что не сотрудничают с «Дала қырандары», в реальности это не так – правоохранительные органы и активисты движения сотрудничают.

Называя передачу данных «потенциальных наркоманов» полиции незаконной, полиция в то же время… поддерживает активистов.

В сентябрьской публикации сайта Azattyq.ruhy о молодежной организации упоминается начальник отдела Управления по борьбе с наркопреступностью Департамента полиции Астаны Сергей Ильиных, который «наблюдал за молодёжью в их искреннем порыве».

А 22 октября активисты «Дала қырандары» сообщили, что собрание инициативной группы «Сатқындар» посетил старший оперуполномоченный костанайского Управления по противодействию коррупции Манат Суентаев.

Подчеркнем, что все, естественно, вольны встречаться с кем угодно и иметь любые взгляды на те или иные общественные проблемы. Указанные выше факты отмечаем лишь по одной причине: в МВД в ответ на запрос Qumash сообщили, что не сотрудничают с “Дала қырандары”.

Но на деле все совсем иначе. То есть в МВД, мягко говоря, лукавят. От госорганов все же ждёшь большей правдивости.

Как бы то ни было, официально инициатором создания “Дала қырандары” были не правоохранительные органы, а министр туризма и спорта Казахстана Ербол Мырзабосынов. Об этом «Республике» в ответ на запрос журналиста сообщили в возглавляемом им ведомстве.

Министр туризма и спорта Ербол Мырзабосынов. Кадр с видео.

Ответ от ведомства Мырзабосынова, где отрицается, что он является учредителем молодежной организации, мы получили 21 октября 2024 года.  

На следующий день, 22 октября 2024 года, сайт электронного правительства выдал справку, где Мырзабосынов указан в графе «учредители (участники, граждане – инициаторы)».

Другие вопросы – примерное такие же, что мы адресовали  «Дала қырандары» – в минтуризма и спорта проигнорировали.

 Кого они будут сдавать полиции  – мальчишек? 

Проблема роста потребления и популярности синтетических наркотиков в Казахстане  есть. Вопрос в том, как ее решить.

«Объём изъятия наркотических средств в Казахстане за последние несколько лет вырос в два раза. Если в 2018 году сотрудники правоохранительных органов обнаружили и конфисковали 20,3 тонны опасных веществ, но по итогам прошлого года цифра увеличилась до 41,1 тонны. Судя по отчётам Комитета правовой статистики и специальных учётов Генпрокуратуры РК (КПСиСУ ГП), это максимальный показатель за пятилетний период. Количество ликвидированных нарколабораторий только за прошедший год выросло с 68 до 75. Одна из многочисленных, и, пожалуй, самых быстрорастущих проблем наркотрафика в Казахстане — форсированное распространение среди молодёжи легкодоступных синтетических наркотиков. Объём конфискации разных «солей», «экстази» и других синтетических каннабиноидов за последние несколько лет в РК вырос в 143,4 раза, с 7,7 кг до 1,1 тонны», — говорится в исследовании Ranking.kz.

Что же делать?

Правозащитник и член Общественной наблюдательной комиссии по Акмолинской области и общественного совета при МВД Олжас Сыздыков много лет занимается правами осуждённых, среди которых есть и наркозависимые.

Ссылаясь на свой опыт и статистику с наркопотреблением в Казахстане, он в разговоре с «Республикой» подчеркнул, что меры против наркозависимых, вроде тех, что реализуют «Дала қырандары», не помогут улучшить ситуацию с распространением наркотиков в стране.

«Наоборот, мы видим по статистике, что количество наркозависимых увеличивается. Корень этой проблемы не решён, а он в том, что подход к наркозависимым у нас часто как к преступникам, а не как к больным людям», — говорит Сыздыков.

Врач-нарколог с более чем 20-летней клинической практикой (по его просьбе не называем его имени) отметил, что такие организации, как «Дала қырандары», не компетентны в вопросе наркозависимости, а их действия с правовой точки зрения выглядят сомнительными.

«Тем более что наше правовое поле позволяет наркопотребителю и так пройти путь минимальных потерь, то есть пойти путём медицинской реабилитации, а не оказаться в полиции или тем более тюрьме», — заметил эксперт.

В то же время, по словам нарколога, безответственность, когда наркозависимый “не несёт вообще никаких потерь” тоже нежелательна:

«Полная безответственность, когда человек долгое время оставаясь потребителем не получает наказания, приводит к тому, что из за личных и социальных потерь (семья, работа и пр.) он будет вынужден вовлечься уже не только в потребление наркотиков, но и в преступную деятельность».

Действующее законодательство, считает он, и без того позволяет найти золотую середину в решении проблемы роста наркозависимости в стране. Но поощрение организаций, подобных «Дала қырандары», с большой вероятностью приведет к нарушениям действующего закона. 

«Необходимо заставить работать то, что уже есть де-юре, заставить систему функционировать эффективно в правовом, законом поле, — уверен нарколог. — Поощрение таких организаций [«Дала қырандары»] приведёт к тому, что они начнут переходить черту. Они уже ее перешли. Кого они будут сдавать полиции, подменяя QR-коды закладчиков – мальчишек, которые впервые наркотики берут? У матерых наркопотребителей – проверенные магазины и барыги».

УЗНАЙТЕ БОЛЬШЕ про молодежные объединения по этой ссылке:

ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!

 _

Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер  телефона 8-777 681 6594   или карты 4400 4302 1819 1887.  И другие способы на этой странице

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.