В Карасайском районном суде продолжается рассмотрение дела о пытках в спецприемнике в селе Кошмамбет во время Кантара. В четверг 21 января 2024 года допросили Болата Тотыбаева, который в январе 2022 года руководил полицией Карасайского район. На территории этого района как раз и находится спецприемник, в котором два года назад пытали задержанных.

Болат Тотыбаев последний раз упоминался в связи с делом бывшего главы Министерства внутренних дел РК Ерлана Тургумбаева, приговоренного к 5 годам условно за превышение полномочий во время Кантара. Сообщалось, что в связи с этим делом Тотыбаев находится «в орбите следствия», но в итоге обвинений ему не предъявили – во всяком случае, данных об этом нет. 

Болат Тотыбаев. Фото из соцсетей

Судя по всему, дело Тургумбаева в конечном счёте значительных проблем Тотыбаеву не принесло: в ходе его допроса в суде по пыткам в Кошмамбете выяснилось, что сегодня  он занимает должность замначальника по оперативной работе Управления полиции Енбекшиказсхского района Алматинской области.

Что еще он рассказал во время своего допроса – в репортаже журналиста Данияра Молдабекова специально для «Республики«.

Звонок из Астаны

7 января 2022 года Болату Тотыбаеву, по его словам, позвонил член республиканского оперативного штаба из Астаны, упомянул спецприемник для административно арестованных в Кошмамбете и сообщил, что КНБ задержал «группу лиц». Вскоре, «минут через пять», Тотыбаеву позвонил Серик Кудебаев, на тот момент – начальник Департамента полиции Алматинской области.

Серик Кудебаев

Кудебаев подтвердил, что поступил приказ из МВД принять задержанных, так как в Алматы ИВС были переполнены.

Тотыбаев, по его словам, сказал Кудебаеву, что в спецприемнике нет условий для содержания задержанных.

Тот ответил, что это решение министра внутренних дел и республиканского оперативного штаба, и они должны выполнить приказ.

Кудебаев — Тотыбаеву: «Вы не вмешивайтесь»

Первым Тотыбаева допросил адвокат Мади Кошикбаев, защитник подсудимого Бауыржана Сопакова, бывшего инспектора отделения миграционной службы управления полиции Карасайского района.

Ранее адвокат Кошикбаев был судьей – причем в этом же самом суде Карасайского района, где рассматривается это дело.

Отвечая на вопрос адвоката, Тотыбаев сообщил, что здание спецприемника, куда 7 января 2022 года привезли задержанных, на тот момент не функционировало.

«Оно было не готово к функционированию?» — уточнил адвокат Кошикбаев.

Тотыбаев сказал, что в здании «были недоделки».

«Там не было матрасов. На баланс не дали это здание, потому что там были недоделки, неполадки выходили. То по воде выходили неполадки, то по свету, то по камерам. Коммуникации были, но работали с перебоями», — сообщил Тотыбаев.

Кудебаев в момент задержания. Фото @yyedilov

Серик Кудебаев, по словам свидетеля, сказал ему, что основная задача полицейских Карасайского района –  охрана внутри спецприемника (по периметру охрану осуществляло спецподразделение МВД «Сункар») и документирование.

Тотыбаев утверждает, что бывший начальник сообщил ему: основную работу будет делать КНБ и «эта операция» проводится «под их эгидой». «Вы не вмешивайтесь, ваша задача охрана здания, охрана людей и помощь в документировании», — так, по словам Тотыбаева, говорил его бывший начальник. 

Серик Кудебаев отбывает срок в 10 лет и 3 месяца за превышение полномочий во время Кантара и побег, поэтому оперативно узнать его версию происходившего в те дни сейчас затруднительно.

«Видно было, что они все побитые»

В ходе допроса выяснилось, что Бауыржан Сопаков отправился в спецприемник по приказу Болата Тотыбаева.

Адвокат подсудимого Кошикбаев спросил у свидетеля, какие функции выполнял его подзащитный и другие в Кошмамбете.

«Они охраняли здание», — повторил Тотыбаев.

При этом на вопрос адвоката Кошикбаева, обращался ли к нему в спецприемнике Сопаков, Тотыбаев ответил:

«Возможно. Я же в спецприемнике был с 7-го на 8-е, где-то часа три-четыре был. И потом раз или два, не помню, заезжал туда… Возможно. Столько времени прошло».

Свидетель утверждает, что сам он в Кошмамбет приехал около часа ночи 7 января, «когда людей туда уже привезли».

«Там уже видно было, что они все побитые, избитые были», — говорит Тотыбаев.

Затем, по его словам, он вызвал врачей (про их допрос можно почитать здесь), а задержанных распределили по камерам.

Свидетель утверждает, что примерно в 4 утра уехал из спецприемника, а в следующие дни приезжал туда время от времени “на 5-10 минут”.

Руководителем Тотыбаев назначил Серика Турпанбаева, сегодня подсудимого, а два года назад – его подчинённого, который находился в отпуске, но вышел на работу. По словам свидетеля, они вызвали всех сотрудников из-за режима ЧС.

«Прием задержанных осуществлялся под вашим руководством?» — спросил Ерлан Мендешев, адвокат Турпанбаева.

Тотыбаев ответил утвердительно, но заявил, что инструктаж проводили сотрудники КНБ, а он никаких поручений не давал.

Когда адвокат Мендешев спросил свидетеля, кто подписывал сопроводительные письма о передаче задержанных из спецприемника в Кошмамбете в Департамент полиции Алматы, куда часть  людей отвезли после их задержания 7 января, Тотыбаев ответил, что не знает.

После этого Мендешев обратился к судье Динмухамеду Адайбаеву — он напомнил про допрос другого свидетеля — сотрудника Департамента полиции Алматы Шынгыса Жуманова:

«Уважаемый суд, прошу обратить внимание. Здесь на прошлом судебном процессе предъявлялось сопроводительное письмо о передаче десятерых задержанных вместе с вещественными доказательствами и было обращено внимание, что подписи стоят начальника Тотыбаева».

«Может, от моего имени выходило? Но сам лично я не помню», — отреагировал Тотыбаев.

О ситуации в спецприемнике ему докладывал Турпанбаев, заявил он, отвечая на следующий вопрос Мендешева.

Но потом уточнил: «Скорее всего, Турпанбаев докладывал».

«Они нам были не нужны»

Тотыбаев несколько раз в ходе допроса ссылался на то, что с момента январских событий прошло немало времени.

«Мои сотрудники выявлением, раскрытием именно в приёмнике не занимались. Этим занималась спецгруппа МВД, Генпрокуратуры и КНБ», — заявил Тотыбаев.

(Напомним, что опрошенные ранее потерпевшие не раз свидетельствовали о том, что признания о якобы совершенных преступлениях из них выбивали в том числе полицейские, но упоминались и допросы, которые проводили кээнбэшники). Имена сотрудников спецгруппы Тотыбаев назвать не смог, так как их не знает.

«Я туда минут на 5-10 заезжал и обратно уезжал», — утверждает Тотыбаев.

По его словам, в те январские дни он приезжал в спецприемник «один или два раза», так как в Карасайском районе «были непонятные вызовы, что там захватили заложников, что там видят бородатых людей с оружием».

На протяжении всего допроса Тотыбаев всячески отнекивался от подвергшихся пыткам задержанных и заявлял о том, что в них прежде всего был заинтересован КНБ. Сотрудникам местной полиции задержанные якобы были вовсе не нужны.

«Если по-простому сказать, они нам были не нужны», — утверждает Тотыбаев.

По его словам, люди были задержаны «не на нашем районе»:

«На нашем районе массовых беспорядков не проводилось, массовых преступлений не совершались. То есть мы не были заинтересованы в этих людях. Единственная наша беда, что этот спецприемник оказался на территории Карасайского района. Если бы спецприемник оказался на территории других районов, то эти процессы были бы там, скорее всего».

После допроса, уже покидая зал суда, Тотыбаев, обратившись к судье, попросил, чтобы его фотографии, сделанные журналистами, не публиковались.

УЗНАЙТЕ БОЛЬШЕ об этом деле по ссылкам ниже:

ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»! 

_

Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона  8-777 681 6594  или карты 4400 4302 1819 1887. И другие способы на этой странице.

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.