Вечером в воскресенье в столице Казахстана неожиданно провели брифинг с названием «О текущей ситуации по коронавирусной инфекции». Брифинг — внеплановый, а спикерами выступили вице-премьер Ералы Тугжанов и министр здравоохранения Алексей Цой.
Журналисты забеспокоились: выход таких персон, да еще и внепланово к прессе (при том, что общаться с нею чиновники даже в режиме онлайн не жаждут) «грозил» серьезными заявлениями. Но оказалось, что вышли они отчитаться, что уже начали исполнять поручение президента.
То самое, о котором несколькими часами ранее президент Касым-Жомарт Токаев написал в своем твиттере:
С этого и началось вечернее внеплановое выступление Ералы Тугжанова.
«Даны поручения компетентным правоохранительным органам по недопущению превышения предельных цен на лекарственные препараты. По всем выявленным фактам будут приняты меры по привлечению к ответственности в установленном законодательством порядке. Президентом даны поручения и уже конкретный факт по выявлению таких случаев у нас уже зафиксирован в Шымкенте. Лица, которые задержаны по скупкам и перепродаже лекарственных препаратов, будут наказаны в соответствии с законом», — заявил вице-премьер.
Наличие «определённого дефицита» лекарств на рынке Тугжанов все-таки признал, не преминув подчеркнуть, что в первую очередь, провоцируют этот дефицит сами граждане. Оказывается, сегодня продается 100 тысяч упаковок парацетамола в сутки, тогда как раньше — 50 тысяч упаковок в месяц. Градусников несознательные казахстанцы и вовсе скупили годовой объем — 100 тысяч штук за одну неделю.
Выяснилась, впрочем, еще одна деталь: собственное фармацевтическое производство покрывает лишь 13% потребностей страны в лекарствах, а 87% препаратов импортируется. Интересно, что раньше неоднократно заявлялось, что отечественные фармацевтические компании в состоянии обеспечить весь объем необходимых препаратов.
Вице-премьер также сообщил, что на рынок поступили 70 тысяч упаковок ингавирина и 800 тысяч упаковок парацетамола, а в ближайшую неделю ожидается поставка дополнительно 900 тысяч упаковок. И уже с конца прошлой недели отечественные производители начали отгрузку более 150 тысяч упаковок азитромицина. В ближайшее время, заверил Тугжанов, дефицит жаропонижающих и противовирусных препаратов будет решен полностью.
Министр здравоохранения Алексей Цой со своей стороны перечислил с десяток парацетамолосодержащих препаратов, которые есть в аптеках страны (на самом деле нет — авт.), противовирусных, не забыв подчеркнуть при этом опасность самолечения. А на вопрос, который пропустила цензура Службы центральных коммуникаций, о том, что журналисты сами проехались по аптекам столицы и не нашли тех самых отгружаемых в продажу лекарств, заявил:
«Мы планируем показать, когда этот товар пришел, вместе с журналистами пройти непосредственно в аптеки, как передается, как быстро исчезает с прилавков. Мы сейчас хотим показать реально, то что мы озвучиваем, и препараты, которые оптовики у нас завозят на рынок, конкретно в каких аптеках и как они поступают, мы сейчас хотим такую серию передач сделать, чтобы показать не на словах, а что эти препараты действительно поступают в аптеки. (…) Данную работу мы проведем, покажем, что эти препараты действительно поступают. В ближайшее время вы это увидите».
Также в ближайшие недели, по прогнозам Цоя, казахстанцы увидят и изменение позиций Казахстана на «ковидной» карте мира. Ее, напомним, на днях опубликовал «Нью-Йорк Таймс», и согласно этим данным, Казахстан находится в числе лидеров по темпам распространения вируса.
Министр здравоохранения объяснил это изменением методики подсчета статистических данных:
«Такой мониторинг ведется различными общественными организациями. Я сам получил порядка 100 картин, где Казахстан отмечен красным пятном и говорится о том, что Казахстан имеет высокий рост. Эта информация была на английском языке, что это прирост за последние две недели. Мы объявили о том, что ведем подсчет общим количеством заразившихся. То есть мы симптомные/бессимптомные считаем вместе. Потому что независимо от симптомности данные пациенты являются заразными и требуют особого внимания.
Изменив данные подходы в статистике, количество выявленных пациентов статистически изменилось в цифровом выражении. При этом, ежедневные выявления находятся в стабильном режиме — порядка 1,5 тысяч новых случаев в день. Резкого всплеска за последние две недели не было. У нас идет постепенное равномерное выявление пациентов. Так как мы указали вместе бессимтомных и симптомных — через неделю, через две оно выровняется.
На данной карте указано отклонение за последние две недели. Если у нас не будет в два-три раза скачков, то эта карта закрасится в другой цвет. То есть через две недели, если не будет никаких вспышек, данный показатель выровняется и мы выйдем в нормальное русло».
К слову, эти две недели приходятся аккурат на действие повторных карантинных ограничений, которые начали действовать в Казахстане с 5 июля. Странная логика этих ограничений весьма активно обсуждается в социальных сетях: люди искренне недоумевают, почему в поездах ездить, по логике этих ограничений, не опасно, а сходить к парикмахеру — опасно.
Объяснений этому не прозвучало. А на вопрос, как жить людям, чьи сферы деятельности опять попали в список запрещённых, вице-премьер ответил так:
«Во-первых, у нас есть несколько форм. Не обязательно сразу закрываться всем. Во-первых, есть схема работы на удаленке, никто это не запрещает, поэтому любая компания, в первую очередь, работодатели, могут своих сотрудников держать на удаленном формате. Второе — по закону работодатель в этих ситуациях может сам дополнительно оказать помощь на этот период. В-третьих, у нас есть центры занятости, которые сегодня работают в этом направлении. Временно, кто остался без работы, могут обратиться в центр занятости, где есть свободные рабочие места. Общую ситуацию я прошу всех правильно понять, срок в принципе две недели, я прошу потерпеть».
Вместе со всеми терпеть придется и врачам, которые, к слову, занимают 11,5% в общей статистике заболевших коронавирусом в стране. В самом начале введения карантина и ЧП власти обещали, что помимо надбавок за рисковую работу, врачи будут получать еще и специальную страховку — по 2 миллиона тенге, если заболеют коронавирусом, и по 10 миллионов тенге — в случае смерти от него. Получил ли уже кто-то эти выплаты, доподлинно неизвестно, хотя, по данным минздрава, 18 медработников уже умерли от коронавируса.
На вопрос об этих выплатах Алексей Цой сообщил, что «выплатами занимаются другие государственные органы», «но совместные комиссии работают, и эти данные мы дополнительно озвучим после проведения ряда экспертиз».
А Ералы Тугжанов обнадежил сообщением, что дополнительные выплаты врачам будут продолжаться (буквально неделю назад он сообщил, что эти выплаты утверждены лишь до августа).
«Все правила, которые были отработаны, не снимаются с повестки дня. Решением комиссии каждый случай должен рассматриваться. При подтверждении обязательно выплаты будут продолжаться. Никаких других особых ситуаций нет», — заявил сейчас вице-премьер.