Мне кажется или так и есть, что казахстанцы живут в каком-то перевернутом мире, где власть только и занимается тем, что усложняет жизнь простому народу?

Поскольку сегодня 90% новостей связаны с коронавирусом,  я тоже о нем.

На тему о неправильных действиях или бездействии властей, начиная с марта текущего года, когда covid-19 «наконец-то» пришел в Казахстан, сказано достаточно. Я же хочу затронуть  вопрос, который вольно-невольно может коснуться любого из нас, будь он работающий, безработный или пенсионер. Это порядок ношения масок и наказание за его нарушение.

Как мне понимается, в этом вопросе у нас царит полнейшая анархия – и медицинская, и юридическая. И хотя то и другое взаимосвязано, давайте попытаемся рассмотреть их по отдельности.

Зачастую люди во власти как довод в пользу масок приводят рекомендации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Но где и когда, а еще более важно, что именно сказала ВОЗ по этому поводу, никто ни разу не уточнял.

Берусь восполнить этот пробел. Итак, на сайте ВОЗ 5 июня текущего года были опубликованы временные рекомендации «Применение масок в контексте COVID-19», которые являются дополненным вариантом рекомендаций от 6 апреля.

Цитирую:

«В настоящее время не имеется убедительных научных сведений или данных, непосредственно указывающих на необходимость повсеместного и широкого использования масок здоровыми людьми».

Вместе с этим в ВОЗ не отрицают, что маска при постоянном ношении может быть как полезна, так и вредна.

Вот что говорится о пользе:

«…Снижение потенциального риска заражения при контакте с заболевшим в период заболевания, предшествующий появлению симптомов; удовлетворение потребности людей во внесении личного вклада в профилактику распространения вирусной инфекции; напоминание населению о важности других мер (например, необходимость соблюдать гигиену рук или воздержаться от прикосновения к носу и рту); вероятные социальные и экономические выгоды — поощрение самостоятельного изготовления тканевых масок может дать толчок к развитию индивидуального предпринимательства».

А теперь о возможном вреде:

«…Вероятность более высокого риска самозаражения вследствие прикосновения к маске и последующего касания глаз загрязненными руками; возможность появления головной боли и затруднения дыхания; при частом применении на протяжении нескольких часов – вероятность появления поражений кожи, дерматита, вызванного раздражением, или обострение акне; возможное ощущение дискомфорта; ложное чувство безопасности, в результате которого люди могут пренебрегать другими профилактическими мерами, например, соблюдением безопасной дистанции и гигиеной рук».

Тем самым лицам, принимающим решения, ВОЗ рекомендует «четко разъяснить цель ношения маски, место, время, порядок и тип применения маски, указать преимущества и ограничения, связанные с использованием масок». И, кроме этого, «продолжать сбор научных сведений и фактических данных в отношении эффективности применения масок за пределами лечебно‑профилактических учреждений; оценить влияние (положительное, нейтральное или отрицательное) широкого применения масок населением (в том числе на основе опыта наук о поведении и социальных наук)».

Касаясь последнего, вы что-нибудь подобное слышали – о научных сведениях и оценке влияния – от министра здравоохранения, его многочисленных замов или главного санитарного врача и иных чиновников?

Поскольку автор данных строк проживает в Алматы, он чаще слышит главного санитарного врача города (кстати, бывшего не так давно главным санврачом страны) Жандарбека Бекшина. Вот его спич о масках на брифинге 16 июля:

«Основные постулаты профилактики: ношение масок, социальное дистанцирование, частое мытье рук и непосещение людных мест, где идет концентрация населения. Мы заметили, что многие просто не носят маски, и настаиваем, чтобы ношение было и при нахождении на улице, потому что есть заражение не только в помещении, но и воздушно-капельным путем».

И тут мы плавно переходим ко «второй части марлезонского балета» — юридической. Тот же Бекшин считает необходимым штрафовать непослушный народ, не носящий маски, на 83 тысячи тенге. Причем он уточнил, что произойти это может прямо-таки на улице.

«Если на улице вы приближаетесь к многолюдным местам, где находятся посторонние лица, вообще окружение (без маски — авт.), то мониторинговая группа, конечно, привлечет к ответственности. Сумма штрафа – 83 тысячи тенге, но если штраф оплачивается в течение недели —  немногим более 41 тысячи тенге», — сказал Бекшин, отвечая на соответствующий вопрос.

По его словам, в данном случае применяется ст. 425, ч.1 КоАП РК, и начиная с 5 июля по ней штраф уже был наложен на 267 физических лиц.

Ну что ж, давайте почитаем указанную часть 1 ст. 425: «Нарушение требований законодательства РК в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также гигиенических нормативов, технических регламентов, не повлекшее причинение вреда здоровью человека, влечет штраф на физических лиц в размере тридцати (…) МРП».

Адвокат Жангельды Сулейманов на своей странице в Facebook утверждает, что штрафы незаконны, потому что «постановление санврача Алматы не является ни законодательством, ни нормативом, ни регламентом. А значит, его нарушение ничего не влечет».

Юрист говорит, что он «за маски, но в рамках закона»:  

«Неясно сформулировано требование. В одном месте написано «ношение масок». В другом — «соблюдение масочного режима». Оба понятия отсутствуют в законах. Что такое ношение? Можно носить и в сумке или кармане. Это тоже ношение. Что такое масочный режим? Безграмотность полная».

Другими словами, прежде чем вводить масочный режим, нужно было четко прописать стандарты и внести изменения в соответствующие нормативные акты.

От себя добавим, что нет в законодательстве и определения понятия «многолюдное место». Много людейсэто сколько? 10? 100? 1000? Исходя из нашей практики, это четыре человека, потому что из всех «утюгов» доносится, что больше трех собираться нельзя.

Конечно, можно возразить, что в условиях пандемии не время цепляться за юридическую терминологию, надо дело делать. Допустим. Но даже в этом случае логика власть предержащих будет выглядеть кривой.

Во-первых, мы живем с covid вот уже четыре месяца, и для соблюдения юридических формальностей время было.

Во-вторых, и это гораздо важнее, в Минздраве озаботились соблюдением законодательства в другом аспекте – распределении гуманитарной помощи, и на этом основании полученные лекарства и иные медизделия пролежали на складах мертвым грузом два месяца.

«В рамках ОСМС, чтобы наделить единого дистрибьютора полномочиями по приемке и распределению гуманитарной помощи, потребовалось внесение изменений в законодательство. На сегодняшний день все эти процедуры завершены. «СК-Фармация» уже может на законодательном уровне заниматься этим вопросом», — говорила по этому поводу вице-министр здравоохранения РК Людмила Бюрабекова.

А ведь лекарства тоже нужны здесь и сейчас, и от их дефицита в аптеках вреда гораздо больше, нежели от отсутствия масок на лицах казахстанцев во время прогулок на свежем воздухе. Но никто никого не штрафует.

Ну и в завершение несколько цифр о пользе карантина. Министр здравоохранения РК Алексей Цой обещал подвести итоги карантинных мероприятий по его окончании 19 июля. Но так как сроки продлены, выводов Минздрава нам придется ждать до 2 августа.

Как известно, карантин вводится не столько в оздоровительных, сколько в профилактических целях, и главная его задача – разорвать цепочки передачи инфекции и тем самым уменьшить количество заболевающих.

Давайте возьмем несколько дат: 30 июня по Казахстану было зарегистрировано за сутки 1604 новых случая covid, 5 июля (день ввода нового карантина) – 1403 случая, 10 июля – 1708, 16 июля – 1707. Общее количество увеличилось с 41055 случаев на 30 июня до 66895 на утро 17 июля.

Таковы итоги в цифрах. Много это? Мало?

И способен ли Минздрав это здраво оценить?..


Фото NewTimes.kz

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.