Детям, учителям и, конечно, родителям учеников, видимо, надо смириться с дистанционным образованием. Первая четверть уже точно пройдет в таком формате, сообщил сегодня на брифинге министр здравоохранения Алексей Цой. А учитывая его прогноз о второй волне коронавирусной инфекции в ноябре-декабре, можно смело рассчитывать, что также пройдет и вторая четверть.
Причины сохранения режима онлайн-обучения на брифинге были названы следующие:
1. Несмотря на разобщение организованных коллективов и режим карантина с марта в Казахстане зарегистрировано 2418 случаев коронавируса среди детей. Из них 98% выздоровели, 34 получают лечение. То есть, формирование закрытых коллективов создает высокий риск передачи инфекции.
2. Согласно ВОЗ, дети до 12 лет менее интенсивно, но все-таки передают инфекцию, а от 12 лет и старше играют активную роль в передаче коронавируса, могут быть источником инфекции для домашних лиц, лиц группы риска.
3. Несмотря на такие установленные требования для очного обучения, как бесконтактная термометрия, наполняемость классов, соцдистанция, масочный режим, регулирование потоков детей, мы понимаем, что если их не соблюдать, не достигается цель по заболеваемости коронавирусной инфекцией. При этом обеспечить полное соблюдения в стенах школы сложно, особенно для детей младшего возраста, в силу их психологического развития. Концентрация большого количества детей при несоблюдении мер карантина имеет критический риск распространения коронаивирусной инфекции.
4. При регистрации случаев заболевания в организациях образования число близких контактных увеличится в разы. Если заболеет один преподаватель или ученик в классе, весь класс уходит на 14-дневной карантин только по школе, а еще есть контакты по семье. А если заболевший контактировал с кем-то вне класса, то карантин будет наложен еще и на контактных в этой семье.Даже при одном случае высокий риск ухода на карантин классами и даже школами.
5. Международный опыт демонстрирует нам рост заболеваемости в коллективах при очном обучении. В Германии к очному обучению перешли в августе, уже сейчас случаи КВИ зарегистрированы во многих городах, и школы закрыты. В США в нескольких штатах закрылись школы после положительного результата на COVID-19. Англия, Франция, Польша сообщили о вспышках COVID-19, одни закрылись, другие отправили детей домой на самоизоляцию. Школы в Корее возвращаются к дистанционному обучению. Остаются закрытыми школы, колледжи, университеты в Индии.
6. Сегодня еще рано говорить о стабильной эпидемиологической ситуации в школах, так как с 1 сентября еще не прошел даже один инкубационный период, чтобы дать оценку ситуации с учетом онлайн-обучения в дежурных классах и школах численностью до 180 учащихся
7. Не следует забывать и про ежегодный подъем заболеваемости ОРВИ и гриппа. До 70% заболеваемости ОРВИ и гриппом регистрируется среди детей до 14 лет. И дети, перенесшие ОРВИ и грипп в силу снижения иммунитета наиболее подвержены риску заражения КВИ. Для примера, если гриппом заболевает один член семьи, то, как правило, учитывая высокую заразность заболевания, все члены семьи также могут заболеть. На примере ежегодной заболеваемости гриппом в семьях, если один ребенок заболел, то, чаще всего, остальные дети и члены семьи болеют. Все это может иметь серьезный негативный эффект.
Есть и еще одно объяснение, почему в правительстве так напуганы ситуацией, которая наблюдалась в Казахстане в июне-июле, что теперь готовы на воду дуть. Его озвучил на брифинге вице-премьер Ералы Тугжанов:
«С начала пандемии более 2 400 казахстанских детей заболели коронавирусом. Сегодня на лечении находятся 34 ребенка. В этих условиях задача правительства максимально обезопасить наших детей и казахстанцев от опасного вируса. Даже если дети переносят коронавирус в легкой форме, безусловно, взрослые находятся в зоне риска. Они в последующем могут распространить вирус на окружающих и породить новые вспышки инфекции. Этот опыт нам известен. В этой связи было принято решение в первой четверти учебного года основную часть учащихся перевести на дистанционный формат обучения. По данному варианту последовали сегодня более 100 стран мира. У нас в Казахстане 3 млн 400 тысяч учащихся, из них 77% детей начали обучение в дистанционном формате. С учетом эпидемиологической ситуации на первом этапе мы открыли дежурные классы и малокомплектные школы с общим контингентом 800 тысяч учащихся. На сегодня Министерством образования и науки выработаны предложения и по второму этапу возобновления работы школ в штатном режиме».
Но главная сольная партия на этом брифинге была у министра здравоохранения Алексея Цоя. Министерство образование без его разрешения ничего не может изменить в формате обучения.
Глава Минздрава сообщил, что принимаемые решения взяты не с потолка, сославшись на встречу на уровне 53 министров здравоохранения европейского региона именно по вопросам запуска школ в новый сезон. По его словам, все главы министерств здравоохранения выразили обеспокоенность и опасение по запуску очного обучения в образовательных учреждениях, соблюдению в них санитарно-эпидемиологических требований.
«Для предотвращения возможной второй волны коронавируса мы сохранили часть ограничительных мер, в том числе сохранили формат дистанционного обучения в школах всех форм собственности с 1 сентября. Эта мера является вынужденной, — сказал министр и добавил, — сейчас мы прорабатываем возможные вопросы послабления, но это будет поэтапно».
Также Цой сообщил, что при первом карантине уже наблюдался негативный опыт, когда были открыты дежурные группы в детских дошкольных учреждениях, но в итоге они закрывались в связи с регистрацией там заболеваний КВИ.
«То есть для нас сейчас очень важный момент — удержать те темпы снижения, которые у нас есть в целом по стране, недопустить заболеваемости среди наших детей. И основной приоритет – это здоровье наших деток и благополучие в семьях. Поэтому данная мера временная. И сейчас мы когда начинаем вакцинация с 15 сентября по 15 октября, тем самым, мы защитим сейчас уязвимые слои населения и детское население, особенно часто болеющих детей от гриппа, гриппозной инфекции. И, таким образом, чтобы не допустить наслоение заболеваемости гриппом и КВИ. Для нас это очень важно, поэтому первую четверть мы предлагаем сохранить в дистанционном формате», — сказал Алексей Цой.
Министру образования Асхату Аймагамбетову ничего не оставалось, как попытаться успокоить родителей, которые уже сходят с ума от домашнего обучения детей и пишут петиции:
«Нельзя сравнивать традиционное штатное обучение, к которому привыкли и родители, и педагоги, и наши дети, с дистанционным форматом обучения. Есть международные исследования, сейчас во многих странах проводится диагностика. Да, вопросы есть, сравнивать нельзя. Наша задача – сделать все, чтобы снижение качества обучения не было. Даже по тем моментам, которые могут возникнуть, по тем пробелам, которые могут возникнуть, мы проводим диагностику».
Заметим, что его обещание «по каждому ребенку будем проводить диагностику» ничего кроме смеха не вызывает. Ну какая диагностика?! Система образования у нас и без дистанционного обучения хромала и заваливалась. И какие механизмы и технологии есть сегодня у Минобразования, если дети ловят интернет то на дереве, то на крыше, то, пардон, в туалете?
На государство нет смысла надеяться, поэтому родители вынужденно стали «учителями» для детей. Об этом, кстати, тоже зашла речь в ходе брифинга.
Вопрос звучал так: «Не планирует ли социальное государство помочь тем родителям, которые из-за низкого качества дистанционного обучения вынуждены были оставить работу и заниматься с детьми?»
Ответ держал вице-премьер Тугжанов. И, на наш взгляд, от помидор и тухлых яиц его спасло только то, что брифинг был в онлайн-формате.
Ниже приводим его дословный ответ:
«В принципе таких проблем больших не вижу. Потому что родители, которые хотят работать, они могут идти на работу. Дети могут быть в дежурных группах. В отношении тех родителей, которые вынуждены сегодня сидеть дома на дистанционном формате обучения фактически возможная поддержка сегодня оказывается — это 42 500 тенге, кто фактически ушел с работы. Вопрос был непростой, но эти мер правительством сегодня приняты. Вы об этом хорошо знаете. В отношении тех, компаний, которые были вынуждены остановить работу, был принят ряд конкретных мер. Поэтому по вопросу, который вы сегодня поднимаете, государство, насколько возможно, принимает все необходимые меры».
Вице-премьер, похоже, не в курсе, что 42 500 тенге выдавались в период чрезвычайного положения, а во время летнего карантина лишь некоторые категории граждан получили эту поддержку, а основная масса казахстанцев вынуждены выкручиваться сами?
Да и попробовал бы чиновник сам со своей семьей прожить на 42 500 тенге, а мы бы на это посмотрели!
В общем, уважаемые родители школьников, запасаемся успокоительными. А кто может, тот ищет репетиторов или планирует переезд туда, где лучше…