Россия пытается монополизировать рынок Центральной Азии в сфере производства атомной энергии, лоббируя интересы «Росатом». Это уже удалось сделать в Узбекистане, где строительство атомной электростанции может начаться в 2022 году. И «Росатом» там выступает главным подрядчиком проекта.
Теперь россияне ведут обработку Казахстана, ставя перед собой в том числе геополитические цели, так как появление российской АЭС в Казахстане на долгие годы привяжет атомную сферу нашей страны к России — с точки зрения подготовки специалистов, ремонта и обслуживания атомной станции.
Сомнительная будет привязанность, если учесть что после отравления Навального и его ареста Россия еще больше загоняет себя в яму новых санкций, закрепляя за собой роль технологического изгоя.
При этом не ясно, в какую сумму выльется весь этот проект. В том же Узбекистане предварительная стоимость проекта оценивается в 11 миллиардов долларов, и финансировать его хотят за счет собственных средств Узбекистана и государственного кредита России.
Но самое главное, до сих пор нет внятных объяснений и конкретных расчётов казахстанских властей по поводу экологической безопасности, экономической целесообразности и долгосрочных выгод от реализации этого проекта в стране. И если эту целесообразность власть может быть и не ставит под сомнение, то почему мы видим информационную активность только со стороны России, как будто внутри Казахстана она активно ищет своих лоббистов.
При этом непонятно, ведёт ли сейчас республика переговоры с другими странами и компаниями касательно строительства АЭС и на каких условиях?
Но самое главное во внешней политике любого государства это самоуважение. Так и не услышав никаких официальных извинений со стороны российских властей по поводу провокационных высказываний о территориальных претензиях к Казахстану со стороны ее депутатов, представляющих, кстати, правящую партию России, а также в связи с наличием постоянных искусственных препон для разных казахстанских компаний на российском рынке в рамках ЕАЭС, любое намерение наших властей еще больше открывать казахстанский рынок для российских компаний, которых Кремль также рассматривает как часть своих геополитических игр, будет выглядеть как будто плевок в лицо.