Немецкий таблоид Bild 9 марта опубликовал историю о том, как бывшего сотрудника российского филиала телеканала «Russia Today» в Германии Дэниела Ланга заставляли шпионить за Алексеем Навальным.
После увольнения с телеканала он рассказал об этом изданию Bild и в книге «RT Deutsch INSIDE», которую сегодня можно приобрести на Amazon.
История опубликована на немецком языке, но мы сделали ее перевод.
Согласно исследованию BILD, в прошлом году российские власти шпионили за своим врагом номер один Алексеем Навальным и двумя его сотрудниками в Берлине. Для этого руководство России использовало российскую зарубежную телекомпанию RT DE, у которой, в свою очередь, было два немецких сотрудника.
Ключевой свидетель этого шпионажа, один из репортеров RT-DE поделился своими впечатлениями с BILD. У редакции есть записи секретных чатов от руководства RT DE, отчет западной разведки и показания другого сотрудника RT, которые подтверждают обвинения в шпионаже.
Репортер Даниэль Ланге с 2016 года снял около 20 видеоматериалов для RT DE. С июля 2019 года до своей отставки 8 марта 2021 года он постоянно работал в берлинском офисе телекомпании, которая была включена в «черный» список Управления по защите Конституции за «пропаганду» и «дезинформацию».
Специализацией Ланге было расследование преступной деятельности. Вероятно, по этой причине новое руководство RT DE 23 августа 2020 года включило его в секретную группу, созданную в «Telegram», она называлась «N Berlin» (позже ее переименовали в «Berlin Special»).
В группе состояли управляющий директор и главный редактор немецкого филиала RT Динара Токтосунова, ее правая рука Екатерина Мавренкова и главный веб-редактор Иван Клепов. Она была создана на следующий день после того, как Навальный поступил в берлинский госпиталь Шарите.
«Я не должен был никому рассказывать об этой группе или своей деятельности. И в чате всегда должен был оставаться анонимным и не должен был издавать ни звука в течение следующих четырех недель», — рассказал Ланге.
Получив это секретное задание от руководства, Ланге подумал, что ему и его немецкому коллеге, с которым он никогда раньше не работал, предстоит снимать документальный фильм или писать статью о пребывании Навального в Берлине. Но начальник RT DE Токтосунова в самом начале «особого задания» написала ему по электронной почте о «расследовании», что вскоре подтвердила и ее помощница Мавренкова в чате.
Первоначальной задачей Ланге и его коллеги было узнать о Навальном все, что возможно, и они присоединились к другим журналистам, ожидающим перед клиникой, чтобы получить какие-то сведения о ситуации. Свои наблюдения Ланге разместил в секретном Telegram-чате «русской банды», как он теперь называет знакомую ему сегодня троицу.
Затем последовали новые инструкции. Москва сообщила, что Навальный лечился в соседней больнице бундесвера. Контент-менеджер RT-DE Екатерина Мавренкова поручает Ланге «тщательно сфотографировать военную охрану» вокруг медицинского учреждения. И не реагирует на слова Ланге о том, что фотографировать здесь категорически запрещено.
«Нам нужны фотографии солдат», — буквально заявила Мавренкова.
Тут у Ланге появились первые сомнения, журналистское ли это задание.
«Я не хотел считать солдат. Вдобавок у нас почему-то создалось впечатление, что мы были здесь не совсем легально», — объяснил Ланге.
Но его российское начальство настаивало на наблюдении из служебной машины и ближайшего кафе, пока через день из Москвы не были получены данные: информация о том, что Навальный здесь, оказалась ложной. Теперь внимание было сосредоточено на госпитале Шарите.
Ланге и его молодому коллеге теперь следовало как можно скорее попасть в больницу, где находился на лечении Алексей Навальный. Просьба Мавренковой звучала весьма однозначно: «Попробуем завтра проникнуть в Шарите». Она предлагает им попасть в больницу, которая в то время находилась под усиленной охраной, под видом пациента. «Может, нужна будет запись к врачу» .
По словам Даниэля Ланге, они должны были проверить, как далеко они могут пройти в здание Шарите, сколько «контрольно-пропускных пунктов» они могут пересечь незамеченными и как близко они могут подойти к палате Навального в отделении интенсивной терапии, оставаясь незамеченными.
Если ему удастся появиться возле реанимации, Ланге, по указанию Мавренковой, следовало притвориться «кем-то из мира кино» или другом Навального». Ланге отказывается: «Катя, я не секретный агент!».
Но амбициозный коллега Ланге пытается это сделать. Его попытки терпят неудачу — шесть раз он пытается проникнуть в здание через разные входы, но каждый раз натыкается на охранников и сотрудников полиции.
«Я все больше и больше осознавал, что «конкурентами» в этом случае были не журналисты из других изданий, а полиция и солдаты, охраняющие объекты, слабые места которых я должен был найти. Когда я это осознал, я почувствовал себя очень униженным», — рассказал Ланге.
Между тем, его коллега из RT, с которым они были на «посту», обнаруживает перед входом в Charité фургон, принадлежащий дочерней компании RT-DE — «Ruptly», которой также руководит Динара Токтосунова.
Оператор рассказал Ланге, что трансляция идет постоянно, но записи «передаются только в Москву». В эфир Ruptly выдавал лишь минутный репортаж. Эту информацию подтвердила и западная служба новостей, которой стало известно о находящейся за пределами клиники радиовещательной машине российского телеканала. Они снимали Шарите и днем, и ночью.
После разговора с другом Ланге решает покончить со всем этим.
В один из дней он специально подозрительно ведет себя у входа в «Шарите», чтобы их дважды проверили сотрудники Государственного управления уголовной полиции. Для того чтобы привлечь к себе максимальное внимание, Ланге заявляет, что они пришли «из Russia Today из России». Его личные данные и данные его коллеги теперь известны полиции.
«Когда я думаю об этом сегодня, это словно сюжет фильма об агентах. Разумеется, они не могли отправить туда россиян. М. и я были более незаметными и очень подходящими для этого. Есть пропуск для прессы и статус, позволяющий говорить полиции, что мы здесь лишь выполняем свою работу».
Но, как говорится, русские не сдаются. И руководство телеканала ставит новые задачи перед Ланге и его коллегой. Теперь их интересуют Мария Певчих, главный расследователь Фонда борьбы с коррупцией, и Леонид Волков, доверенное лицо Навального и глава администрации фонда. Оба были в то время в Берлине. Ланге получает их фотографии в чате. «Мы должны подумать о том, как их найти», — объясняет Мавренкова. При этом она отмечает, что разыскивая Волкова, он «никому не должен говорить, что мы из RT DE».
Ланге уже уверен, что все, что он публикует в чате, будет транслироваться в Москву: «Динара Токтосунова очень близка к главе RT Маргарите Симоньян. У них есть прямая линия. Информация, которую я получил, не просто просочилась, но то, что я сообщил, определенно дошло высшему руководству канала«.
Ланге и М. снова активизируются. На скриншоте из интервью Волкова Ланге ищет нужный номер в отеле на booking.com и, наконец, находит его. Они осматривают апартаменты на Потсдамской площади, делают снимки снаружи и отправляют их российскому руководству. Затем фотографии обсуждаются в группе. Однако они так и не смогли обнаружить ни Волкова, ни Певчих и прекращают поиски.
«Я не знаю, был ли это шпионаж, но в каком-то смысле я чувствовал себя агентом. Если вы пройдетесь и проверите все факты: иностранное правительство, государственные финансы, людей, которым я подчиняюсь, то другого объяснения этому нет. Мне все время казалось, что я за кем-то шпионю, и как будто кто-то использовал меня как агента», — признается Ланге в интервью BILD.
Коллега Ланге подтвердил BILD его версию. Он представил письменные доказательства о достоверности этой информации. Кроме того, BILD по возможности проверил его слова, используя внешние источники.
Другой коллега, проработавший в RT до 4 марта 2021 года, подтверждает невероятную историю Ланге.
Во время своей секретной работы Ланге, вопреки указаниям своего начальства, доверился только одному человеку — своему давнему партнеру Мануэлю Мадеру, который также постоянно работал в RT DE с сентября 2020 года. И Мадер подтвердил BILD: «Дэниел должен был только наблюдать и докладывать, а не снимать видео, что было очень странно. Это уже не журналистика, это шпионские действия». После того, как Ланге объяснил ему, что он должен каким-то образом попасть в Шарите, он посоветовал ему поскорее убираться оттуда.
BILD ознакомил RT DE с результатами исследования и задал главному редактору телеканала несколько вопросов. От телеканала последовал вполне ожидаемый ответ: «RT DE не шпионил за господином Навальным — вы не найдете этому подтверждения. Мы не будем комментировать детали вашего с расследования».
Вот такая забавная история.
Кстати, руководство RT после публикации статьи заявило о намерении немецкого отделения телеканала подать иск против Bild.
Все иллюстрации в статье с сайта Bild
И чтобы они интересно сделали, если бы у репортеров получилось попасть в палату к Навальному?!
заслали бы сотрудника — укол и все