В Казахстане за прошедшие сутки зарегистрировано 1747 новых случаев заражения ковидом. Всего в стране подтверждено 381907 случаев.
На 28 мая лечение от КВИ продолжают получать 30 153 человека (29 576 КВИ+ и 577 КВИ-), из них в стационарах находится – 11 432 пациента, на амбулаторном уровне – 18 721 пациент.
Из числа заболевших КВИ+ и КВИ- находятся: в тяжелом состоянии – 665 пациентов, в состоянии крайней степени тяжести – 154 пациента, на аппарате ИВЛ – 101 пациент.
Вакцины от коронавируса, которые ученым удалось создать достаточно быстро, это важный и значимый шаг в борьбе с ковидом, но чем лечить заболевших людей, учитывая прогнозы экспертов о том, что эта вирусная инфекция обещает стать сезонной? Пока в мире запатентованных препаратов направленного действия мало. Возможно, поэтому каждое новое открытие воспринимается как большая новость.
К разряду таких можно отнести сообщение о том, что управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) США одобрило экстренное использование экспериментального лекарства от COVID-19. Об этом сообщается на сайте ведомства.
Речь идет о препарате Sotrovimab (VIR-7831) на основе *моноклональных антител, который намерены использовать для лечения COVID-19 легкой и средней степени тяжести у взрослых и детей от 12 лет и старше с массой тела не менее 40 кг. Однако его нельзя давать пациентам, нуждающимся в кислородной терапии или механической вентиляции легких.
*Моноклональные антитела — это белки, полученные в лаборатории, которые имитируют способность иммунной системы бороться с вредными антигенами, например вирусами.
Действие Sotrovimab направлено против шипового белка SARS-CoV-2 и предназначено для блокирования прикрепления вируса и его проникновения в клетки человека.
Побочными эффектами препарата Sotrovimab могут стать анафилаксия — тяжелая, потенциально угрожающая жизни, системная реакция гиперчувствительности (аллергическая или неаллергическая), а также сыпь и диарея.
Лекарство разработали британская фармацевтическая компания GSK и ее американский партнер Vir Biotechnology. По данным FDA, в США уже зарегистрированы два препарата с аналогичным принципом действия от компаний Regeneron Pharmaceuticals и Eli Lilly. Но, увы, эти препараты не доступны в России и Казахстане.
Как не доступна и магнитно-резонансная томография с гиперполяризованным ксеноном (XeМРТ), которая, как выяснили ученые Шеффилдского и Оксфордского университета в Великобритании, крайне важна для выявления стойких повреждений легких у пациентов, переболевших COVID-19. Как оказалось, такие нарушения не всегда можно обнаружить с помощью обычных компьютерных томографов и других методов диагностики, поэтому людям обычно сообщают, что их легкие в норме.
А вот другие исследователи воспользовались новым методом визуализации – XeМРТ для обследования легких людей, переболевших ковидом несколько месяцев назад. В чем состоит метод XeМРТ? Стабильный изотоп ксенона вдыхается пациентом, что усиливает сигнал в сотни тысяч раз и дает изображения с рекордной детализированностью.
Такая магнитно-резонансная томография выявила аномалии в легких у пациентов, переболевших COVID-19, через три и даже девять месяцев после выписки из больницы, хотя другие клинические показатели были в норме.
Это объясняет, почему некоторые люди, перенесшие коронавирусную инфекцию, продолжают испытывать проблемы с дыханием, хотя повреждения тканей в нижних отделах дыхательных путей у них не обнаруживают. Аномалии, которые не видны при обычном сканировании, препятствуют насыщению крови кислородом во всех участках легких.
И пока не известно, как много времени потребуется таким людям для полного восстановления. Все, что советуют врачи людям, переболевшим COVID-19, это много и активно ходить, а также делать дыхательную гимнастику.
Можно практиковать йогу (даже если вы в очень плохой физической форме в ней есть упражнения для дыхания, которые под силу выполнить абсолютно всем).
А можно использовать, например, систему для восстановления голоса, разработанную Александрой Стрельниковой, которую врачи рекомендуют применять всем людям, страдающим бронхолегочными заболеваниями или переболевшими COVID-19, считая ее эффективной для восстановления легких. Самое простое – надувать воздушные шарики, что можно делать, даже лежа в постели, или пускать пузыри в воду через тонкую трубочку.
Увы, но COVID-19 угрожает не только легким. Биологи доказали, что коронавирус может дестабилизировать барьер между мозгом и остальным организмом, заражая клетки стенок мелких кровеносных сосудов. Именно благодаря этому SARS-CoV-2 может проникать внутрь нервной системы, пишут исследователи в статье на bioRxiv.
В новом исследовании биологи под руководством профессора Лундского университета Кристиана Пьетраса изучали срезы мозга шести пожилых жителей Швеции, которые погибли от болезни. В последние дни жизни часть этих пациентов страдала от характерных нарушений сознания, поведения и памяти, которые обычно происходят при проникновении SARS-CoV-2 в мозг.
Пьетрас и его коллеги попытались выяснить, как вирус проник в их нервную систему, «обработав» мозг и связанные с ним сосуды и другие ткани тела светящимися антителами, которые могут соединяться с молекулами белка ACE2.
Оказалось, что множество подобных рецепторов было на поверхности перицитов – особых клеток соединительной ткани, которые есть в стенках многих мелких кровеносных сосудов мозга, играющих важную роль в поддержании целостности *гематоэнцефалического барьера (ГЭБ).
*ГЭБ представляет собой особую ткань, которая пропускает через себя только питательные вещества, отходы жизнедеятельности, небольшие сигнальные молекулы и некоторые типы иммунных клеток. ГЭБ защищает мозг от большинства известных инфекций и многих токсинов, а нарушение его целостности часто приводит к самым тяжелым последствиям для пациента.
Ученые предполагают, что коронавирус может напрямую дестабилизировать этот барьер, заражая и уничтожая перициты. В пользу этого, в частности, свидетельствует то, что Пьетрас и его коллеги нашли следы вируса внутри мозга только тех пациентов, клетки сосудов которых вырабатывали много молекул ACE2. Аналогичным образом, чем больше этого белка содержалась в перицитах, тем сильнее были выражены нарушения в работе сознания и памяти пациентов.
Но как с этим бороться? Ученые надеются, что лекарства, применяемые для восстановления работы ГЭБ после ишемии и инсультов, смогут предотвратить проникновение инфекции в мозг и что исследования в этой области помогут понять, как можно предотвратить развитие долгосрочных нейрофизиологических последствий заражения SARS-CoV-2.
И еще об одном исследовании хотелось бы рассказать. Касается оно мужчин, которые, как известно, на порядок хуже женщин переносят COVID-19.
Раньше биологи объясняли это тем, что у мужчин в клетках легких находится гораздо больше молекул рецептора ACE2, которые вирус использует для попадания в клетку. Впоследствии мнения специалистов на этот счет разделились. Затем появилась версия, что это связано с избытком тестостерона в организме мужчин и различными вариациями генов, которые управляют его синтезом в гормональных железах и половых органах. Но так ли это?
Исследовать эту тему взялись ученые-медики из Университета Вашингтона в Сент-Луисе (результат их труда опубликован в научном журнале JAMA Network Open). Они изучили гормональный профиль более 150 мужчин и женщин, которые попали в клинику их университета с тяжелыми формами коронавирусной инфекции, то есть измеряли концентрацию тестостерона, эстрогена, инсулина и других важнейших гормонов в организме участников исследования.
Оказалось, что вариации в концентрации ни одного из этого гормонов не влияли существенным образом на течение болезни среди женщин как с легкими, так и с тяжелыми формами коронавирусной инфекции.
Для мужчин была характерна обратная ситуация – доля тестостерона в их крови достаточно точно отражала то, как протекала инфекция. И максимально высокая вероятность на преждевременную смерть и попадание в реанимацию была характерна для мужчин с низкой концентрацией этого гормона. В особенности это было характерно для тех пациентов, уровень тестостерона у которых быстро падал по мере развития инфекции – они попадали в реанимацию и не справлялись с инфекцией в восемь-десять раз чаще, чем их сверстники с нормальной или высокой концентрацией гормона в крови.
«Во время пандемии сформировалось представление, что тестостерон плохо влияет на здоровье людей с COVID-19. Наши наблюдения показывают, что на самом деле для мужчин характерно обратное – риск их смерти или вероятность попадания в реанимацию значительно повышал низкий уровень тестостерона. Более того, ситуация усугублялась, если концентрация гормона падала во время госпитализации», – резюмировал один из авторов исследования, профессор Университета Вашингтона в Сент-Луисе Абхинав Диван.
Точные причины этого пока не известны. Но наблюдения Дивана и его коллег показали, что снижение содержания тестостерона сопровождалось увеличением концентрации белка IL-6 и других молекул, провоцирующих воспаления, а также изменениями в поведении некоторых иммунных клеток.
О ситуации в Казахстане. На 28 мая 2021 года провакцинировано двумя компонентами вакцины 1021100 человек.
Темпы вакцинации в Казахстане в разрезе регионов, согласно официальной статистике, выглядят так:
Матрица оценки эпидемиологической ситуации в регионах Казахстана на 28 мая 2021 года выглядит следующим образом:
- В «красной» зоне: гг. Нур-Султан, Алматы, Акмолинская, Карагандинская области.
- В «желтой» зоне: Атырауская, Западно-Казахстанская, Костанайская, Павлодарская области и СКО.
- В «зеленой» зоне: г. Шымкент, Алматинская, Актюбинская, Восточно-Казахстанская, Жамбылская, Кызылординская, Мангистауская и Туркестанская области.
В МИРЕ на утро пятницы зарегистрировано: 169643590 заболевших , 151498335 выздоровевших, 3525259 умерших.
Если у вас есть чем поделиться с редакцией, пишите на почту редакции [email protected] или оставьте сообщение на наших страницах в социальных сетях Facebook и Instagram.