Спровоцированный Минском миграционный кризис вышел на новый уровень. Польские власти объявили о частичной мобилизации войск. Эксперты говорят о «гибридной войне» и российском следе.
В начале недели ситуация на белaрусско-польской границе обострилась – большие группы мигрантов пытались прорваться через заграждения. Первая массовая попытка проникнуть на территорию Польши была совершена близ пограничного населенного пункта Кузница 8 ноября.
А 10 ноября две группы нелегальных мигрантов все-таки прорвались через границу. Часть людей удалось вернуть к ее линии, остальных разыскивают.
Kuźnica: próba sforsowania polskiej granicy pic.twitter.com/kqCkLPdsiK
— Ministerstwo Obrony Narodowej ?? (@MON_GOV_PL) November 8, 2021
Польша вынуждена была объявить о частичной мобилизации войск из-за сложной ситуации на границе с Беларусью и эскалацией напряженности. Что же происходит? Эксперты оценивают события как гибридную войну.
Гибридная война — вид враждебных действий, при котором нападающая сторона подавляет своего оппонента, используя сочетание скрытых операций, диверсий, кибервойны. Военные действия могут вообще не вестись.
Например, Томаш Грживачевсий, журналист-международник по Центральной и Восточной Европе (Польша, Варшава), пояснил KZ.media, почему действия беларусской власти подпадают под определение гибридной войны, так:
«Мы видим, что используются методы, обычно применимые в такой войне. В данном случае, режим Лукашенко использует мигрантов, чтобы вызвать кризис в Польше и ЕС. Очевидна агрессия со стороны официального Минска, но без танков и солдат. Многие сравнивают, ситуацию с мигрантским кризисом 2015 года в Европе. Но тогда этот процесс был естественным, Турция просто перестала сдерживать поток мигрантов из Сирии, никто их специально не привозил, как сейчас это происходит на беларуско-польской границе».
Томаш Грживачевсий согласен с мнением, что спецоперацию по созданию миграционного кризиса беларусские власти осуществляют совместно с российскими спецслужбами:
«Беларусские власти не в состоянии самостоятельно провести такую масштабную операцию. Лукашенко все больше зависит от Москвы, особенно после того, как Беларусь и Россия подписали на прошлой неделе соглашение о так называемой «углубленной интеграции». И эта операция спланирована, подготовлена и проводится Минском и Москвой».
По подсчетам Грживачевского, с августа текущего года и до начала миграционного кризиса в приграничье могли проживать более 30 тысяч человек:
«Польские пограничники каждый день задерживают на границе по 600-700 человек, но у польских официальных органов нет точных данных, сколько мигрантов прошли уже через границу. Польша закрыла границу и на данный момент, насколько мне известно, ни ЕС, ни Польша не собираются их принимать».
Томаш Грживачевский считает, что одна из причин того, что Беларусь спровоцировала этот кризис, в том, что соседняя Польша поддерживает беларусских оппозиционеров:
«Особенно в прошлом году во время массовых протестов в Беларуси. Если говорить о том, чего добиваются Минск и Москва своими нынешними действиями, то, конечно, в первую очередь, дестабилизации ситуации в Центральной Европе. Воспользовавшись этим, они могут заявить, что положение небезопасное, чтобы, возможно, иметь возможность поставить на границе российскую армию».
Факты против пропагандистов от Nexta Life
Медийные прислужники диктатора всех сортов и видов вылезли со своих крысиных нор и начали с особым цинизмом спекулировать на теме гуманитарной катастрофы, развернувшейся на границе. Давайте разберём все тезисы из методичек гнилодушных пропагандонов:
1. «Польские военные издеваются над мигрантами».
Не зафиксировано ни одного факта применения неоправданного насилия со стороны польских военных по отношению к мигрантам, которые не пытались штурмовать границу силой. Нелегалы швыряли в польских пограничников камни, ломали заграждения деревьями и пытались прорваться толпой.
2. «Мигрантов сами пригласили в Европу, а теперь ограждаются от них колючей проволокой».
Пожалуй, самый бредовый тезис пропаганды. Нелегальных мигрантов приглашать никто не собирался, нет ни одного заявления официальных представителей Польши и ЕС по поводу того, что они готовы открыть границу для всех желающих. Нелегальная миграция — преступление. Каждая страна защищает свою территорию от незаконного проникновения на неё.
3. «Мигранты хотят не в Польшу, а в Германию или Францию. Почему поляки не могут их просто пропустить?».
Да потому что польские военные охраняют не только свою границу, но и границу всего Евросоюза. Никто не знает, на что настроены нелегальные мигранты, неизвестно, есть ли среди них лица, связанные с террористическими группировками. Польские военные выполняют свой долг и защищают безопасность Европейского Союза.
4. «Белорусские власти не имеют никакого отношения к нелегальной миграции».
Имеют, причём самое прямое. По личному указанию Лукашенко было приказано организовать искусственный миграционный кризис, прежде все — на границе с Литвой и Польшей, поскольку эти страны наиболее решительно выступили против незаконного захвата власти диктаторской хунтой в Беларуси. Для мигрантов были организованы специальные авиарейсы, их встречали белорусские спецслужбы, которые курировали их на белорусской территории. МВД закрывало глаза на стихийные лагеря мигрантов в центре Минска и на иные нарушения закона, нелегалов подвозили к границе на служебных автомобилях силовых ведомств, после чего белорусские пограничники давали им указания по пересечению границы и показывали направление.
5. «Страдают прежде всего старики, дети, женщины».
Это — классический пример манипуляции и игры на эмоциях, столь свойственный для пропагандистов. Действительно, в лагерях на границе ужасные условия, но мигранты страдают не по вине польских пограничников, исполняющих свой предписанный законом долг, но по вине белорусской хунты, отправившей их к границе и закрывшей путь назад. Людей попросту используют в целях эскалации конфликта на границе.
6. «Миграционный кризис невыгоден Лукашенко».
Ещё как выгоден. Мигранты за переправку в Европу платят диктатору огромные суммы, на которые, возможно, копили годами. В политическом плане кризис на границе необходим Лукашенко для того, чтобы оттянуть внимание от незаконного захвата власти и масштабных репрессий в Беларуси. Кроме того, Лукашенко хочет добиться снятия болезненных для него санкций через шантаж мигрантами, а кроме этого — втянуть в приграничный конфликт ещё и Россию, чтобы спрятаться за спину «старшего брата» и выжать из него побольше денег на теме антизападной истерии.
Более подробно описал KZ.media ситуацию с мигрантами на границе Игар Тышкевич, аналитик Украинского института будущего, гражданин Беларуси, проживающий в Киеве.
«Миграционные потоки не возникли сейчас, они всегда были. Просто сейчас беларусские власти создали максимально благоприятный режим, чтобы они увеличивались.
Еще недавно Беларусь была непривлекательной страной-посредником, потому что требовалась виза на въезд в нее, получить которую было довольно трудно. Был режим контроля приграничной территории, куда можно было попасть только по специальному пропуску. Охрана самой границы.
Но Беларусь упростила выдачу виз, фактически отменяет контроль приграничных территорий — то есть пропуска. Это существенно упростило въезд в государство, граничащее с Европейским союзом.
Ранее в Беларуси активно арестовывали участников преступных группировок, занимавшихся переправкой мигрантов, — сейчас их не ловят принципиально».
Относительно количества мигрантов, которые могли въехать в Беларусь в последнее время и перебраться дальше в ЕС, он дает такой расклад:
«Если подсчитать количество самолетов, прилетавших в Беларусь из этого региона (Ирак, Сирия), то это примерно в среднем 17 рейсов в неделю. В среднем, в самолете 150 человек. Даже если считать, что все 150 — мигранты, хотя на самом деле это не так, то с начала миграционного кризиса на территорию Беларуси прибыло от 47 до 50 тысяч человек.
На территории Германии, по немецким данным, месяц назад были задержаны 4 тысячи мигрантов. На территории Польши в специальных зонах для беженцев их сейчас около 9 тысяч. На территории Литвы — около 4 тысяч. Вместе более 16 тысяч человек.
Статистика самого ЕС говорит, что они задерживают не более 40% тех, кто пытается пересечь границу. Если это так, то на территорию Европейского союза уже попали более 30 тысяч человек. При том что на территорию Беларуси въехало максимум 50 тысяч человек.
Первые потоки (конец мая — начало июня) были относительно немногочисленны. Но в вопросах нелегальной миграции работают два фактора.
Первый — насколько это безопасно. Второй — это так называемая история успеха: когда родственники, знакомые приезжает и пишут домой, что у него все хорошо, рассказывает, через кого и каким образом он добирался.
И вторая более мощная волна начинается через 2-3 месяца после такой «рекламы». По состоянию на сегодня мы видим начало второй волны.
Беларусский маршрут пока привлекателен. Более половины приезжающих в Беларусь мигрантов в течение месяца уже попадают на территорию ЕС».
Отвечая на вопрос, зачем это беларусским властям и почему именно сейчас, Игар Тышкевич говорит, что на это есть несколько причин:
«Первая, это эдакий асимметричный ответ на санкции. Санкции — это потенциальные потери беларусской экономики. В Минске склоняются к мнению, что нужно сделать так, чтобы бюджеты, по крайней мере соседних государств, несли незапланированные расходы.
Содержание одного мигранта в лагере для беженцев в летнее время стоит, к примеру, в Литве 30 евро — на одного человека в сутки. Умножаем это на 365 дней в году — получаем достаточно большую сумму.
Второе — строительство пограничной инфраструктуры, это тоже определенные расходы из бюджета.
Третье — заработная плата людям, охраняющим границу, в том числе тем, которые привлечены к усилению охраны границ теперь, — это также средства».
Он обращает внимание на то, что в возникновении последующего гуманитарно-политического кризиса заинтересованы не только беларусы, но и россияне:
“Европейские государства декларируют, что их политика построена на ценностях демократии, прав человека. Но с началом кризиса, который мы имеем сейчас, и Литва, и Польша принимают законы, противоречащие декларируемым ценностям. Можно понять их логику — нужно защищаться.
Но с точки зрения пропагандистской машины, как в Беларуси, так и в России, это очень хороший повод, который можно использовать. Мол, видите — они говорят о правах человека, а на самом деле делают по-другому».
И это, считает Игар Тышкевич, так называемое повышение ставок:
«Это традиция советской дипломатии. В той же традиции работает путинская дипломатия. И сейчас мы видим, что также начинает работать беларусская дипломатия. Когда существует одна определенная конфликтная тема, которую должны обсуждать на переговорах, можно, чтобы идти на меньшее количество уступок, создать искусственно два-три кризиса параллельно. В таком случае вместо одного вопроса будут обсуждать три-четыре.
И тот, кто создал эти кризисы, может пойти на уступки в менее важных вопросах, требуя определенных уступок по тому, что действительно важно для него».
Игар Тышкевич убежден, что Россия к этой ситуации причастна, но не является прямым организатором:
«Если взять структуру миграционных потоков, то в первую очередь это иракские курды и немного сирийских курдов. Самостоятельно организовать потоки из арабского мира Лукашенко не мог.
Чтобы организовать такой точечный прицел, нужны аналитика из региона, знание ситуации в регионе и просто разведывательные данные.
У Беларуси нет собственной разведки на арабском направлении. То есть идеи, скорее всего, пришли из Москвы. Из Российской Федерации были даны определенные контакты: к кому обращаться, с кем говорить».
Каким может быть развитие ситуации?
Тышкевич прогнозирует, что военный конфликт маловероятен, но режимы Лукашенко и Путина могут получить некие «дивиденды».
«Возможно, часть мигрантов попадет в Европейский союз, а часть либо останется в Беларуси, либо вернется домой. До нового года будет небольшое уменьшение наплыва мигрантов, потому что у нас уже холодно.
Военный конфликт, на мой взгляд нереален. Но с точки зрения пропагандистской игры Кремля выигрыши очевидны, я уже говорил о противоречии между ориентированной на демократические ценности политикой и попыткой защитить собственную территорию.
К примеру, в Литве позиции правящей партии пошатнулись.
В Польше наоборот — позиции партии «Право и Справедливость» усилились, но параллельно усилились позиции крайне правых, контактирующих с Москвой.
В Восточной Германии усилились позиции ультраправых, контактирующих с Москвой. Это тоже на руку Кремлю.
С точки зрения выхода на определенный диалог, думаю, что миграционный кризис будет обсуждаться в начале 2022 года. Скорее всего, весенней волны миграции уже не будет. Лукашенко будет торговаться за новую систему взаимоотношений с Европейским союзом, ему нужно выйти из-под санкций.
Он уже так делал и не раз: выйти из-под санкций и восстановить нормальное функционирование экономики Беларуси, не уступив ни одному пункту требований Европейского союза.
Это давняя практика Лукашенко – самому создавать проблемы и предлагать их решение. Ему надо прорвать дипломатическую блокаду, но на его условиях. Торг заложниками, политзаключенными в обмен на снятие санкций – уже не работает», — резюмировал Игар Тышкевич.
В заключение отметим, что, конечно, масштабы миграционного кризиса на границе Беларуси и Польши несравнимы с кризисом 2015 года, когда в ЕС прибыло около 1,5 млн мигрантов из Ближнего Востока и Северной Африки. Но, судя по всему, Минску удалось создать некоторый хаос, поэтому развязка будет неизбежно иметь дальнейшие политические последствия.
ПОДДЕРЖИТЕ НАС!
В Казахстане почти не осталось независимой прессы. За последние годы власти сделали все возможное, чтобы заткнуть рты журналистам и запугать тех, кто осмеливается писать о них правду. В таких условиях редакции могут рассчитывать только на поддержку читателей.
KZ.MEDIA – молодой проект. Редакция нашего медиаресурса не зависит ни от власти, ни от олигархов. Для нас нет запретных тем, мы пишем о том, что считаем важным. НО НАМ НУЖНА ВАША ПОДДЕРЖКА!
Помогите нам рассказывать вам ПРАВДУ о ВАЖНОМ!
Поддержать нас можно через KASPI GOLD, отправив свою сумму на номер телефона 8-777 681 6594 или на номер карты 5169 4971 3344 9037.
И есть еще несколько способов – они на этой странице.