Исполнительный директор суверенного инвестиционного фонда Норвегии Ингве Слингстад оказался под следствием из-за того, что его преемник оплатил ему чартерный рейс, сообщила британская газета The Financial Times.
Под руководством Ингве Слингстада норвежский суверенный фонд (Norges Bank Investment Management) стал крупнейшим в мире: в нем более триллиона долларов, полученных от нефтяных доходов. Слингстад должен был уйти в отставку осенью 2020 года и передать дела преемнику — мультимиллионеру Николаю Тангену, — но разразился скандал.
История такова. В конце прошлого года в бизнес-школе Уортон (Филадельфия) прошел трехдневный семинар с разными знаменитостями (были Стинг и Грегори Портер), который был организован Николаем Тангеном, и в котором приняли участие многие норвежские чиновники, в том числе и глава фонда Ингве Слингстад. О чем был семинар, СМИ не сообщают. Однако после него него Слингстад вернулся домой из Филадельфии чартерным рейсом, оплаченным Тангеном.
А спустя шесть недель, 6 января 2020 года, глава нефтяного фонда получил электронное письмо от Николая Тангена, в котором он попросил Ингве Слингстада о «небольшой услуге», которая включала в себя рассказ о том, как управлять крупнейшим суверенным фондом в мире «с точки зрения политического руководства, возможностей и тому подобного».
Слингстад не ответил на электронное письмо и не встречался с Тангеном до тех пор, пока исполнительный совет Центрального банка Норвегии не решил назначить основателя хедж-фонда AKO Capital Николая Тангена руководителем суверенного инвестиционного фонда Норвегии вместо Слингстада, при этом сам он не принимал никакого участия в выборе преемника.
Тогда Слингстад и сообщил в СМИ о письме, которое ему написал Танген, что и вызвало скандал с далеко идущими последствиями. Произошло это 20 апреля 2020 года.
Слингстад признался СМИ, что ему не следовало пользоваться частным рейсом из Филадельфии в Осло, оплаченным Тангеном, а отправиться домой регулярным рейсом из Нью-Йорка.
Глава Центрального банка Норвегии уже начал расследование в отношении Слингстада. А наблюдательный совет намерен выяснить, был ли процесс назначения Тангена проведен должным образом.
Танген же пояснил, что он планировал проведение семинар за годы до этого и пригласил на него Слингстада в мае 2018 года. Он категорически отрицал обвинения со стороны норвежских СМИ по поводу того, что семинар был попыткой сгладить путь Тангена на пост исполнительного директора.
Премьер-министр Норвегии заявил на выходных, что генеральному прокурору страны Хенрику Сейерстеду, также присутствовавшему на семинаре, тоже придется оправдываться, поскольку он и Танген являются друзьями.
Торбьерн Роу Исаксен, который был министром торговли в то время, когда посещал семинар, оплачивал расходы на поездку из средств правительства, признал, что совершил две ошибки, не включив событие в свой официальный календарь и не упомянув его в реестре подарков, после того как Танген был объявлен в конце марта третьим руководителем суверенного фонда за его 24-летнюю историю.
«Эта роскошная поездка (на семинар в Филадельфию – ред.) поднимает ряд разумных вопросов о прозрачности, отношениях, беспристрастности и не в последнюю очередь о том, все ли было правильно сделано при назначении нового руководителя нефтяного фонда», —прокомментировала журналистам скандал оппозиционный депутат от Лейбористской партии Хадия Таджик.
Иными словами, норвежские чиновники, которые побывали на семинаре в Филадельфии, теперь вынуждены так или иначе оправдываться. И благодаря тому, что информация оказалась в распоряжении СМИ, есть вероятность, что у норвежского суверенного инвестиционного фонда с активами в триллион долларов появится новый руководитель.