Продолжаем комментировать появившиеся в истеблишменте и бизнес-кругах разговоры о досрочных президентских выборах в 2025 году.
Напомним, что слух появился недавно. И, что крайне удивительно для Казахстана, никак не удается определить, что стало поводом для них и кто их начал распространять. Поэтому в прошлом нашем материале мы предположили, что слухи распускает сама Акорда с целью спровоцировать своих оппонентов на внутриполитическую активность, чтобы затем их усмирить.
Тем не менее, разговоры про внеочередные выборы, даже если они начались без серьезной на то причины, затронули тему, которая практически не поднимается в отечественном информационном пространстве. Сформулировать ее можно так: кто хочет и потенциально способен стать преемником второго президента РК Касым-Жомарта Токаева? Не важно, в каком году – 2025-м или 2029-м.
Причина такого всеобщего равнодушия или умолчания, несомненно, кроется в жестком запрете на эту тему со стороны казахстанской «суперпрезидентской» вертикали. Ведь в Акорде уверены, что несменяемость Касым-Жомарта Токаева, пусть только на словах, это важная составляющая текущей внутриполитической стабильности (на наш взгляд, весьма и весьма относительной).
Именно поэтому мы и задались вопросом, а кто же может (способен) стать преемником второго президента Казахстана?
«Святая троица»
Один вариант ответа на него сформулирован в статье 48 Конституции РК. Это председатели Сената и Мажилиса Парламента РК, а также премьер-министр РК. То есть Маулен Ашимбаев, Ерлан Кошанов и Олжас Бектенов.
Последнего из этой «святой троицы» мы недавно помянули в материале под названием «Бектенов метит в кресло Генпрокурора». Процитируем ее.
«По словам наших инсайдеров, Бектенов, возглавивший казахстанское правительство в начале 2024 года после достаточно краткого, с 3 апреля 2023 года по 5 февраля 2024 года, пребывания на позиции главы администрации президента, чувствует себя крайне неуютно в должности премьер-министра.
_
И это вполне понятно. Олжас Абаевич лоб в лоб столкнулся с таким валом зачастую нерешаемых проблем в области экономики, финансов, производственной сферы, что ему впору посочувствовать.
_
При этом следует отметить, что у Бектенова нет опыта руководства экономикой даже на уровне района, не говоря уже про крупную национальную компанию или министерство. А поскольку катастроф в ближайшее время в республике не избежать, хотя бы в коммунально-бытовом секторе, энергетике и горнодобывающих отраслях с учетом их запущенности, вряд ли он так уж хочет быть за них в ответе.
_
Не исключено, что именно это нежелание и заставляет его искать выход из создавшегося положения. Например, за счет перехода на другую работу. По словам наших инсайдеров, Олжас Бектенов уже обратился к Токаеву с просьбой освободить его от занимаемой должности и вернуть на работу в силовой блок. Лучше всего на позицию Генерального прокурора РК».
Мы вполне допускаем, что если Бектенову удастся удержаться в кресле главы правительства еще пару лет, то он наберется опыта, сможет добиться определенных успехов и сформировать свою команду. И тогда у него появятся карьерные амбиции. Но пока он точно не кандидат в президенты.
Двое других, Маулен Ашимбаев и Ерлан Кошанов, куда более опытные чиновники и уже поэтому вполне могут претендовать на кресло главы государства. Более того, они вполне могут занять его и исполнять служебные обязанности президента республики, как это сделал в 2019 году Касым-Жомарт Токаев. Просто потому, что они все «птенцы гнезда Назарбаева».
Однако это случится только в том случае, если «Старый Казахстан» и «Новый Казахстан» позволят им взлететь вверх. Мы пока оставляем в покое «Старый», поскольку он практически исчез из публичного пространства. Что же касается «Нового», то тут есть над чем поразмышлять.
Группы влияния «нового Казахстана»
Дело в том, что сейчас внутри «Нового Казахстана» продолжают формироваться и укрупняться группы влияния, причем каждая из них «сидит» на определенной отрасли (сфере). Таких групп несколько, но пока самыми успешными на наш взгляд являются те, что негласно возглавляются вице-премьерами РК Муратом Нуртлеу и Канатом Бозумбаевым, а также акимом Алматы Ерболом Досаевым.
У каждого из вышеназванных персон есть свои преимущества.
У двух первых, например, то, что они очень близки к нынешнему главе казахстанского государства и пользуются его личным и очень высоким доверием.
Тогда как Ерболат Досаев вольно или невольно стал тем, в ком крупный казахстанский бизнес видит своего человека, и очень хочет, чтобы он стал следующим президентом РК.
Мы не видим необходимости давать оценку их политическим взглядам, поскольку они, похоже, формируются текущим моментом и колеблются вместе с генеральной линией второго президента РК. Отметим только их слабости. А слабость у них одна общая – это их личные состояния. Точнее, источники, за счет которых они образовались/образуются.
Даже самый формально защищенный от подозрений человек (мы имеем в виду Досаева, ставшего мультимиллионером еще до прихода на государственную службу) в этом смысле крайне уязвим.
К примеру, сейчас в Алматы ходят упорные слухи, что аким города «зарабатывает» в день три миллиона долларов с помощью ручки, которой он подписывает документы. Якобы в последнее время количество таких бумаг, включая разрешения на строительство, исчисляется тысячами.
У кого какие шансы
Как бы то ни было, по нашей оценке, именно Мурат Нуртлеу и Канат Бозумбаев являются самыми вероятными кандидатами в преемники Касым-Жомарта Токаева, если решение по этому вопросу будет принимать он сам.
Что касается Ерболата Досаева, то он может включиться в гонку, если за него проголосует не только крупный бизнес, но и «Старый Казахстан». Этот союз вполне может оказаться более влиятельным, чем второй президент РК.
Именно поэтому мы внимательно отнеслись к недавним слухам про то, что:
- Мурат Нуртлеу хочет перейти с позиции вице-премьера и министра иностранных дел РК в кресло председателя Сената Парламента РК. И что якобы такая перестановка планируется в скором времени.
- Канат Бозумбаев и Ерболат Досаев мечтают занять кресло премьер-министра страны. Правда при этом Бозумбаев якобы допускает вариант, когда премьером становится Досаев, а он приходит на его место в акимат Алматы.
Читайте также на эту тему:
- Появились слухи о внеочередных президентских выборах в Казахстане. Кто и зачем их распространяет?
- Кто придет на смену Токаеву? Следующие президентские выборы будут уже через пять лет
- Кто придет на смену Токаеву: думает ли бизнес о преемнике?
ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!
_
Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или карты 4400 4302 1819 1887. И другие способы на этой странице.