Противостояние между вторым президентом и правительством в Казахстане вышло на публичный уровень. Совещание по дальнейшему развитию столицы, прошедшее 8 октября, неожиданно продемонстрировало явные разногласия между Касым-Жомартом Токаевым и действующим правительством.
Президент, не скрывая своего неудовольствия, достаточно долго пытался «припереть к стенке» министра здравоохранения Елжана Биртанова (который, к слову, в столичных кулуарах уже назван непотопляемым). Вначале главе Минздрава пришлось объяснять, почему старейшая железнодорожная больница в столице не ремонтировалась 60 лет (министр переложил всю ответственность на местные власти).
Тогда Токаев «вспомнил» о другой проблеме — в столичном онкоцентре внезапно исчезли все лекарственные препараты, единый поставщик Минздрава попросту отказался их поставлять. «Здесь вам не удастся перекинуть вопрос», — сказал Токаев, обращаясь к министру. Но тот снова «выкрутился»: мол, у онкоцентра был накопленный долг за лекарства еще за 2015-2017 годы, сейчас лекарства отгружены в полном объёме, а Минздрав, понимая всю серьезность, подал заявку на выделение денег из республиканского бюджета для погашения этого долга.
В итоге Токаев с ответом согласился, но заметил напоследок: «Надо вообще проверить». Что именно, не уточнил, но речь явно шла об отрасли здравоохранения.
Чуть позднее, на этом же совещании, второй президент напомнил, что с 2020 года в бюджетах будут ожидаемые потери — от введения по президентской инициативе налоговых каникул для микро- и малого бизнеса. Только бюджет столицы не досчитается 40-50 миллиардов тенге.
«В принципе, это ожидаемый результат, вынужденная мера, но необходимая по своей сути, чтобы вовлечь население города и как можно больше людей в бизнес. Трагедии здесь нет. Я думаю, мы подробно поговорим о дополнительных источниках в бюджет на совещании по экономике, которое я планирую провести 15 октября. Прошу правительство не делать из этого трагедию. Лучше администрируйте. И 230 млрд тенге, необходимых для пополнения запланированных потерь, вы легко найдете, я считаю», — резко бросил Токаев через правое плечо (с той стороны сидел премьер-министр Аскар Мамин).
Разговоры о том, что после президентских выборов и вступления в должность второго президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева в стране проявляется даже не двое-, а многовластие, в кулуарах официальной столицы ходят давно. Действительно, обладающий неограниченными полномочиями Нурсултан Назарбаев продолжает играть первую роль на публичных мероприятиях, давать поручения правительству и царственно кивать стоящему в некотором отдалении избранному Токаеву.
Сам Токаев тоже активно участвует в мероприятиях, проводит встречи, требует отчетов, дает поручения. Однако отношение к нему явно иное.
Если, к примеру, сравнить послания от октября 2018 года Назарбаева и от сентября 2019 года Токаева, то по содержанию они во многом похожи. Рост благосостояния населения, необходимость диверсификации экономики, поддержка бизнеса, повышение зарплат учителям и врачам — обо всем этом много лет говорил и Назарбаев. Но разница в восприятии: если выступления елбасы традиционно прерывались овациями (в последние годы «взрывы аплодисментов» исчислялись тремя десятками), то Токаеву во время его послания поаплодировали от силы раз пять.
Впрочем, публично никто из чиновников пока не позволял себе игнорировать поручения второго президента. Парламентарии уже на следующий день после токаевского послания пафосно заявили о масштабности поставленных задач и готовности их решать во благо страны. Однако буквально через десять дней, 13 сентября, произошла публичная демонстрация отношения исполнительной власти к мнению второго президента. 13 сентября советником премьера был назначен Габидулла Абдрахимов, бывший аким Шымкента, уволенный в конце июля Касым-Жомартом Токаевым с формулировкой «в связи с утратой доверия».
К слову, кулуарные наблюдатели не могут даже вспомнить, увольнял ли кого-то с такой формулировкой когда-либо Назарбаев. И, как оказалось, отсутствие доверия у президента для премьера — не показатель. Бывший шымкентский аким, призывавший любить Казахстан с лондонских улиц, теперь ходит по коридорам здания правительства. Правда молча и стараясь не попадаться на глаза журналистам.
Этот ли факт или другие, кулуарные, моменты противостояния, но что-то уже явно достигло определенной черты в душе Токаева. Потому что он, не скрывая недовольства, резким тоном требовал привлечь к ответственности многих чиновников «за срыв поручений президента». И лишь аким столицы Алтай Кульгинов, назначенный самим Токаевым, удостоился сочувствия: «Ряд проблем вам перешел по наследству. Но работать надо».
Кстати, на похвалу Токаев не расщедрился ни для кого.
А что если взять да и всем народом поддержать Токаева?