На днях состоялся внеочередной ХХ съезд правящей партии. Как нам и обещали, по итогам внутрипартийных праймериз был утвержден предвыборный список кандидатов в депутаты парламента. Однако ключевые нуротановские боссы прошли в него по «партийной квоте». То есть по блату. Конкурентная борьба, публичные дебаты, состязательность – это все забавы для простодырых плебеев, верящих во внутрипартийное равноправие и демократию. Нормальные партийные начальники к власти идут обходными путями.
Помните, сколько шума и грома было вокруг устроенного партией власти внутрипартийного праймериз? Год назад лидер «Нур Отана» и первый президент РК Нурсултан Назарбаев призвал партию повернуться лицом к народу. И она повернулась. Целый год людям морочили голову, рассказывая о важности демократического начинания: сначала отбирали кандидатов в кадровый партийных резерв, потом устроили игрища с дебатами, представлением программ и трехдневным онлайн-голосованием. Казахстанцам говорили – смотрите, партия власти реально обновляется, ищет новых людей, обсуждает новые идеи, выдвигает в авангард наиболее успешных и достойных политиков.
И что в итоге? Из 126 кандидатов в депутаты парламента, включенных в нуротановский предвыборный список, демократическим путем, то есть по результатам голосования (праймериз), попали 77 человек. Остальные 49 оказались в нем благодаря… центральной партийной квоте.
Помимо мажилисменов уходящего созыва и чиновников в нем фигурируют партийные начальники Бауржан Байбек и Елнур Бейсенбаев (первый зампредседателя «Нур Отана» и лидер молодежного крыла партии), премьер-министр Аскар Мамин, председатель правления АО «Самрук-Казына» Ахметжан Есимов, помощник президента и экс-министр труда и соцзащиты Тамара Дуйсенова, спикер Мажилиса Нурлан Нигматулин и дочь первого президента Дарига Назарбаева.
То есть это партийные боссы, которые решили, что толкаться в общей очереди с рядовыми холопами, пихаться локтями и надрывать горло в публичных схватках, потеть и надрывать пупы, показывая свои конкурентные преимущества, им ни к чему. Потому что они и без того известные и успешные политические деятели.
Устроенные Бауыржаном Байбеком праймериз оказались лицемерной игрой – рядовых нуротановцев прогнали через состязательный «естественный отбор», тогда как боссы от участия в этих унизительных процедурах уклонились. Ведь согласитесь, что это дикость несусветная, чтобы Дарига Назарбаева, Тамара Дуйсенова, Ерлан Нигматулин или Ахметжан Есимов выступали перед простыми смертными, предлагали им свои программы социально-экономического развития и что-то доказывали. Они не в том статусе, чтобы кому-то что-то доказывать.
А самое смешное — это то, как некоторые отечественные политологи изворачивались, чтобы оправдать недемократичное поведение нуротановской верхушки. Они заявили, что партия власти благодаря праймериз кардинально обновилась, но для сохранения преемственности будущего мажилиса через квоту поставила во главу предвыборного списка известных и авторитетных политиков.
В переводе на нормальный язык это означает, что «Нур Отан» поменял свою парламентскую массовку — только и всего.
Ключевые актеры в этом вертепе остались старые.