Министр здравоохранения РК Алексей Цой сегодня, 27 ноября, вновь порадовал журналистов брифингом — первым за полтора месяца (предыдущий его выход к СМИ был в середине октября). В своем графике он наконец-то нашел два часа, чтобы ответить на вопросы журналистов.

О ситуации с заболеваемостью

Министр сообщил, что эпидситуация по заболеваемости коронавирусом «имеет тенденцию к ухудшению»:

«По состоянию на 27 ноября зарегистрировано 129 тысяч 213 больных с положительным COVID-19, 41 тысяча 756 с отрицательным тестом. На 27 ноября республика находится в «желтой» зоне или в зоне умеренного риска. В зоне высокого риска или красной зоне, где вводятся строгие ограничительные меры остаются: Восточно-Казахстанская, Северо-Казахстанская, Павлодарская, Костанайская и Акмолинская области».

За неделю, по данным Минздрава, из желтой в красную зону переместились три региона — Павлодарская, Костанайская и Акмолинская области. В желтой зоне город Алматы, остальные регионы находятся в зеленой зоне.

«На еженедельной основе проводится анализ данных и прогнозирование будущих ситуаций. На данный момент мы видим по развивающемуся сценарию, возможность усиления карантинных мер в декабре-январе месяце. Все будет зависеть от того, на сколько мы сейчас будем управлять ситуацией», — заявил Цой.

Отвечая на вопросы о расхождении статистики, на которую обратил внимание уже и президент страны Касым-Жомарт Токаев, министр заявил, что проблема кроется вовсе не в фальсификации данных:

«Что касается статистики в регионах, ситуацию знаем, мы информировали Главу государства о том, что нами данная работа была проведена. Выехали специально наши бригады в каждый регион Казахстана, в которых увидели такую ситуацию, зафиксировали, определили причины. Одна из ключевых причин — отсутствие полной интеграции лабораторий».

По его словам, часть лабораторий, в первую очередь частных, не были внесены в единую информационную систему. Охват населения тестированием увеличился на 30%, однако поскольку в информационную сеть включили не все лаборатории сразу, были расхождения в данных. Также «были поздние извещения от медицинских организаций, что такие случаи коронавирусной инфекции были обнаружены».

«Все проанализировали, были дисциплинарные взыскания. Вопрос на особом контроле», — заверил Цой.

Выявленные расхождения, по данным Минздрава, таковы: в Костанайской области — порядка 50 случаев, в Павлодарской — 59, Северо-Казахстанской — около 200 случаев, в Восточно-Казахстанской — около 300 случаев, в Акмолинской области — порядка 100 случаев. 

О поддержке медработников

Значительная часть вопросов касалась ситуации с медицинскими работниками, задействованными в работе с коронавирусной инфекцией. По данным Минздрава РК, с 20 октября по текущий период ноября заразилось 747 медицинских работников. По итогам эпидрасследования у 118 заболевание коронавирусной инфекцией связано с профессиональной деятельностью, у остальных медицинских работников – не связано.

Министру задали прямой вопрос: почему отменили выплаты медикам на случай заболеваемости, и связано ли это с тем, что в бюджете меньше денег осталось. Министр заверил, что причина — в другом.

«Нет, это связано с тем, что в целом в мире есть подход: если медицинский работник заражается внутри медорганизации, это значит, что система поддержания санэпидрежима нарушена, не соответствует требованиям, которые есть. Медицинский работник в медорганизации не должен заражаться на рабочем месте. Это очень важный постулат, и всегда он у нас действовал.

На тот момент, когда было принято решение о данных дополнительных компенсациях, нас коронавирус застал в таких условиях, когда возможностей медицинской системы не хватало, мы разворачивали любые подсобные медицинские организации, чтобы оказать помощь. Врачи рисковали, помогали пациентам в, по сути дела, фронтовых условиях.

Сейчас мы успели нарастить свои мощности, своевременно построить лаборатории, построили больницы, сейчас мы обеспечили врачей соответствующими защитными средствами, которые сейчас в достаточном количестве, в том числе правильной организацией помещений. Самое главное – обучение, порядка 60 тысяч специалистов обучили правилам инфекционной и биобезопасности», — заявил Цой.

При этом, заверил он, «государство проводит беспрецедентные меры по поддержке врачей».

«Выплаты медицинским работникам произведены по группам по риска уже на 84,6 миллиарда тенге. Они не прекращаются. То есть для того, чтобы медицинские работники имели дополнительные гарантии для работы в рисковых условиях, а именно в инфекционных стационарах или они напрямую соприкасаются с коронавирусом. К основному окладу добавляется от 200 тысяч тенге до 850 тысяч тенге месяц.

Для примера скажу, врач инфекционной больницы Алматы, его оклад в месяц составлял 250 тысяч тенге. Хорошая зарплата. Конечно, она не такая высокая, но не самая низкая по стране. Данный доктор с марта по сентябрь получил 1,7 миллиона тенге и надбавку 850 тысяч тенге. Его зарплата за этот период составила 7,7 миллиона тенге. В среднем это 1,1 миллиона тенге в месяц.

Если говорить о медсестре этого же инфекционного стационара, ее зарплата была 153 тысячи тенге, 850 тысяч тенге она также получает за работу в рисковых условиях, то порядка 7 миллионов тенге данная медсестра заработала. Это порядка одного миллиона тенге за месяц.

Очень важно понимать, что это доплата за работу в рисковых условиях», — объяснил министр.

Впрочем, из ряда регионов поступает информация, что именно эти «доплаты за риск» и «беспрецедентную поддержку государства» уже прекратили. Министр подтвердил это лишь частично, сказав, что отдельные случаи были, но это было связано с реорганизацией каких-то отдельных организаций и управлений, и уже сейчас все доплаты возобновлены.

Также журналисты спросили, почему медработников, задействованных непосредственно в борьбе с пандемией, после возращения из отпуска или отгула заставляют сдавать ПЦР тест за свой счет — чтобы попасть на работу.

Председатель Комитета санитарно-эпидемиологического контроля минздрава Айжан Есмагамбетова заявила, что этого быть не может:

«ПЦР-тестирования для медработников, которые работают в условиях стационарах и в организациях первичной медико-санитарной помощи непосредственно с COVID-19, они входят в постановление главного государственного санитарного врача и тестируются бесплатно. На данный момент, вы, наверное, говорите о требованиях руководителей организаций, которые отпускают сотрудников в отпуск или в командировки. Очень часто они требуют проведение ПЦР тестирования и не допускают своих работников на работу без ПЦР тестирования. Это требование не совсем правильное и не обоснованное, потому что нигде в нормативно-правовых документах не прописано, что выход на работу, возвращение с отпуска или с командировки —  обязательно нужно ПЦР тестирование. А медики, они подлежат с определённой периодичностью к тестированию за счёт средств государственного бюджета».


О вакцинации

Министр сообщил, что совместно с российскими коллегами изучается вопрос размещения будущего завода по производству российской же вакцины от коронавируса. О такой договоренности с президентом РФ сообщил лично президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев.

«То, что глава государства обозначил проработку вопроса по строительству такого завода, таких производств и мощностей, это очень важный момент, для того чтобы мы могли обеспечить доступность вакцины. Сейчас этот вопрос прорабатывается, мы определяемся с площадкой. Скорее всего, это будет на площадках действующих фармацевтических заводов. Мы сейчас изучаем по Казахстану эту возможность вместе с нашими российскими коллегами для того, чтобы в дальнейшем начать производство у нас в стране. Эта вакцина сейчас находится на третьей фазе испытаний, наши российские коллеги говорят, что буквально скоро они нас проинформируют об итогах проводимого исследования. Первая и вторая фазы показали свою эффективность, поэтому в данный момент мы ее рассматриваем как одну из потенциальных», — рассказал Цой.

При этом Казахстан продолжает работу над собственной вакциной, и к концу 2020 года должна завершиться вторая фаза клинических испытаний. Параллельно Минздрав проводит переговоры с производителями в других странах с тем, чтобы они приходили на казахстанский рынок. 

«Мы прорабатываем вопросы с нашими китайскими коллегами, США, другими производителями вакцин и ВОЗ о возможности поставок. Пока еще наши коллеги не заявили, что они провели регистрацию этих вакцин внутри своих стран. Поэтому, как только они официально объявят о регистрации у себя, мы проработаем вопрос о регистрации внутри Казахстана. И в дальнейшем по доступности, по выходу на рынок этих вакцин мы будем их поставлять в Казахстан. (…)

Все зависит от того, насколько компании будут выходить на наш рынок и регистрировать данную продукцию. Очень важно, чтобы они прошли все протоколы безопасности внутри нашей страны. Мы сейчас призываем всех этих поставщиков прийти к нам на рынок и зарегистрировать свои вакцины, пройти процедуру проверки безопасности и качества. (…)

Конечно, мы заинтересованы чтобы максимальное количество вакцин было доступно», — заверил Алексей Цой.

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.