Пока мы все наблюдали за событиями в России, в Казахстане начали происходить не менее странные события с преследованием журналистов полицией.
1 февраля поздно вечером стало известно, что главного редактора «Уральской недели» Лукпана Ахмедьярова вызвали повесткой в Абайский отдел полиции Управления полиции города Уральск. Следователь Аминова Диана сообщила, что прокуратура Западно-Казахстанской области направила в полицию поручение о регистрации уголовного дела по статье 423 УК РК — «Разглашение данных досудебного производства или закрытого судебного разбирательства».
Предмет разбирательства — опубликованная 27 ноября прошлого года статья под заголовком «Земельный скандал в Уральске, рассказывающая о том, как мама прокурора стала владельцем пяти земельных участков». Журналиста привлекают в качестве свидетеля с правом на защиту.
По сообщению Лукпана Ахмедьярова, на допросе следователь задал три вопроса:
«1. Являюсь ли я автором этой публикации?
Мой ответ: «Да».
2. Был ли у этой публикации источник информации?
Мой ответ: «Согласно Конституции РК, я имею право свободно собирать и распространять информацию. Согласно Закону о СМИ, у меня как у журналиста есть право сохранять конфиденциальность источника информации. На основании вышеизложенного назвать вам источник информации отказываюсь».
3. Вам известно, что вы обязаны не распространять данные досудебного расследования?
Мой ответ: «В статье 423 УК РК говорится об уголовной ответственности лица, предупрежденного в установленном законом порядке о недопустимости разглашения досудебного расследования без разрешения прокурора. Так как при сборе материала по этой публикации никакого уголовного дела не было и, следовательно, меня никакой прокурор никак не мог предупредить о недопустимости разглашения этих данных, заявляю, что я не являюсь субъектом преступления, предусмотренного статьей 423 УК РК.
После этого следователь взяла с меня расписку о недопустимости разглашения данных досудебного расследования по уголовному делу, в котором я прохожу как свидетель с правом на защиту».
Сегодня, 3 февраля, последовало продолжение этой возмутительной истории: когда Лукпан Ахмедьяров выехал с оператором и своим заместителем Раулем Упоровым в Атырау для подготовки материала о Максе Бокаеве, который сегодня должен выйти на свободу, на трассе его догнали сотрудники полиции, задержали и доставили в Абайское отделение полиции. Смотрите подробнее на видео.
Мы связались с Лукпаном, чтобы узнать, как он оценивает происходящее.
— Лукпан, что происходит? Причем здесь Макс Бокаев и дело по «земельным скандалам в Уральске», где фигурирует мама прокурора с пятью земельными участками?
— Как я понимаю, «земельный скандал» используют как формальный повод для доставления меня в полицию. Само дело яйца выеденного не стоит. Я даже не будучи юристом, просто прочитав диспозицию статьи 423, сразу сказал, что это дело не имеет никаких перспектив. Потому что я не являюсь субъектом правонарушения, предусмотренного этой статьей. Ответственность распространяется только на лицо, которое было надлежащим образом предупреждено о недопустимости разглашения данных расследования. Меня-то никто не предупреждал.
Макс Бокаев , гражданский активист, в 2016 году был приговорен к пяти годам лишения свободы после прошедшего в апреле митинга в Атырау против земельной реформы.
Его обвинили в «возбуждении социальной розни», «распространении ложной информации» и «нарушении законодательства о митингах».
Макс Бокаев отсидел назначенный ему судом срок и выходит на свободу.
— Но, тем не менее, через два дня, т.е. сегодня, опять тебя доставили в полицию…
— Да, доставили опять же по этому поводу, никто меня фактически не допрашивал, просто три часа продержали в полиции, а когда меня уже отпустили, то вручили еще одну повестку на сегодня на 19.00. И выписали еще одну повестку на завтра на 10.00. Все их действия направлены: любой ценой не допустить журналистов в город Атырау на момент освобождения Макса Бокаева из тюрьмы.
— В отношении тебя они нашли эту зацепку, а что за история с твоими коллегами — Раулем Упоровым и Исатаем Дуйсекешевым?
— К ним нет никаких претензий. Но! Полицейские тупо останавливают те машины, на которые садятся наши ребята, чтобы ехать в Атырау. Вначале остановили машину, что якобы она имеет причастность к какому-то ДТП, которое произошло сегодня утром возле поселка Круглоозерное, хотя мы там даже не проезжали. Но на этом основании водителя доставили в РОВД и начали допрашивать.
Ну, ребята тогда поймали попутное такси и начали было двигаться в сторону Атырау, но через 20 километров их остановила другая патрульная полицейская машина — якобы поступил анонимный сигнал, что это такси занимается незаконным частным извозом. Полицейские задержали машину почти на час, заставили водителя написать объяснительную, и всех пассажиров, которые были в такси. Там были, помимо наших ребят, совершенно посторонние люди, которые ехали в аэропорт в Атырау.
Сейчас их вроде как отпустили. Рауль несколько минут назад мне звонил, сказал, что вроде как двигаемся… В общем, посмотрим, что будет дальше.
— На фоне событий в России не напрашиваются параллели?
Конечно, напрашиваются! У нас происходит то же самое. Во-первых, мы видим: что в России, что у нас полицию используют как некий инструмент политического сыска, наделяя ее функциями, которые ей не свойственны. Во-вторых, и в России и у нас распространение информации, которая неудобна для властей, становится практически уголовно-преследуемой деятельностью. Как если бы я торговал наркотой.
В России Навального за документальный фильм привлекают, преследование устроили, а нас преследуют только за то, что мы собрались к Максу Бокаеву… Из-за того, что мы решили встретить Макса, вокруг началась вся эта свистопляска.
— И чего добиваются-то?..
— И я не понимаю, чего добиваются власти своими действиями. Макс Бокаев все равно выйдет. Если не мы, то там другие люди будут, снимут все и выложат в соцсетях. Мы бы это делали как журналисты.
Разумных объяснений действиям властей реально нет, но всегда есть опасения, что человека могут закрыть, осудить, предъявить несуществующие нарушения. И происходит это обычно на ровном месте.
Мы будем и дальше следить за событиями и рассказывать вам, что происходит с нашими коллегами из «Уральской недели».
«Уральская неделя» это ЕДИНСТВЕННАЯ газета в ЗКО, которая даёт ОБЪЕКТИВНУЮ, БЕСПРИСТРАСТНУЮ информацию! Проще говоря, даёт ПРАВДУ. ПРАВДУ С РИСКОМ ДЛЯ ЖИЗНИ. Доводит до граждан информацию о злоупотреблениях госслужащих ЛЮБОГО ранга. Их ПРЕСЛЕДУЮТ за ПРАВДУ! Особенно ЛУКПАНА!
Прямо все как в сталинские времена: «Был бы человек, а статья найдется»