Больше полумиллиарда тенге (точнее, 647 000 000) бюджетных денег планируется потратить на повышение квалификации депутатов маслихатов. На днях мажилис одобрил в первом чтении проект закона по вопросам расширения самостоятельности и ответственности районных, городских и сельских уровней власти, который это предусматривает.
Маслихаты действуют на уровне регионов – областном, столицы и городов республиканского значения, а также на местном уровне – городов областного значения и районов.
Маслихатами утверждается и контролируются: местный бюджет, аким области, региональные программы развития, формируются ревизионные комиссии по контролю за расходованием бюджетных средств и др.
Депутатом маслихата может быть избран гражданин РК , достигший 20 лет. Маслихаты избираются сроком на 5 лет .
Но если мажилисмены идею обучение своих коллег из маслихатов за наш с вами счет поддержали, то вчерашние избиратели отнеслись к ней более чем скептически, о чем свидетельствуют многочисленные комментарии в соцсетях.
Народным избранникам пользователи соцсетей непрозрачно намекнули, что повышать квалификацию, если она не соответствует желаемой, следует за собственный счет, потому как депутаты маслихатов у нас – лица неосвобожденные, госслужащими не являются, за счет государства не содержатся. Поэтому дополнительное образование – их личное дело, как и всех остальных простых смертных граждан РК.
Да и потом, если некомпетентны, зачем шли в депутаты? Мы-то их туда не избирали, мы же только за партии голосовали. А если партийцы из своего партийного списка выбрали необразованных, то пусть их за счет партийных взносов и доучивают.
Впрочем, вопрос образованности депутатов – не праздный. И мы решили посмотреть, а действительно ли все так плохо у них с образовательным уровнем, что прямо с первых дней работы их надо отправлять на ученические скамьи.
Возьмем, для примера, маслихат Алматы. Как следует из информации, выложенной на официальном интернет-ресурсе маслихата Алматы, из 39 депутатов городского маслихата высшего образования нет только у Жансаи Абдумалик – она на настоящий момент является студенткой Казахской академии спорта и туризма.
Все остальные депутаты — с высшим образованием, причем два высших образования имеют тринадцать депутатов, три вузовских стажа за спиной – у двух депутатов. Вдобавок у шести народных избранников имеются ученые степени кандидатов и докторов наук.
Следуя последней традиции, подавляющая часть депутатов – экономисты, юристы, специалисты в области делового администрирования, менеджмента и прочего маркетинга, получившие образование не только в отечественных вузах, но и за рубежом (и даже наш заслуженный спортсмен Ермахан Ибраимов, ставший депутатом, по первому образованию – юрист).
Учитывая столь высокий образовательный уровень алматинских депутатов, даже как-то неуважительно будет предлагать им вновь сесть за парту. Да и основные задачи маслихатов – утверждение экономических и социальных программ развития, а также местных бюджетов – как раз для экономистов с юристами. И кстати сказать, каким параметром будет замеряться, что депутат, повысивший квалификацию, стал работать качественнее? А ведь если он работать лучше не станет, зачем его учить?
Если же смотреть на повышение квалификации как на бизнес-процесс, то любой менеджер вам скажет, что средства из бюджета компании на это дело всегда выделяются скрепя сердце, а в кризис такие траты сокращаются одними из первых. Или у нас не кризис?
СПРАВКА
На сегодняшний день общее число депутатов маслихатов РК составляет – 3 276.
Из них областных маслихатов, маслихатов столицы и городов республиканского значения (Алматы, Шымкент) — 589; городских маслихатов – 596 и районных маслихатов – 2 091.
К тому же, не только траты на обучение сделают наши маслихаты более дорогими для бюджета. Если сейчас из всего маслихата только один депутат – секретарь маслихата – работает на освобожденной основе (то есть за зарплату), то вышеупомянутым законопроектом предлагается внедрить еще по две освобожденной должности председателей постоянных комиссии маслихатов в каждой области и городах республиканского значения. Якобы для повышения статуса маслихатов и их депутатов.
И это не первая попытка повысить статус именно за счет денег. Год назад эти вопросом озадачивался сенатор Тулеубек Мукашев. По его мнению, поскольку секретари маслихата должны быть фактически вторыми лицами в регионе после акимов, то и доходы у них должны быть соответствующие.
«Необходимо повышение статуса секретаря маслихата областного уровня до уровня первого заместителя акимов областей, городов республиканского значения и столицы с приравниванием к последнему должностного оклада и материально-технического обеспечения», — сказал сенатор на заседании палаты в рамках депутатского запроса.
Из чего следует, что зарплату секретарей маслихатов предлагалось существенно увеличить (не будет же укрепляться статус уменьшением доходов).
Сколько получают эти «нерядовые» депутаты, доподлинно неизвестно, по крайней мере, в открытых источниках таких данных нам не встречалось. Но вот что их ждало, будь предложение депутата принято, – можно предположить. Конечно, у акимов зарплаты тоже разнятся, но если взять столичный акимат, там зарплаты замов акима города колеблются в пределах 400-500 тысяч тенге.
Вот интересно, авторы таких предложений в курсе, что ценовая конъюнктура на сырье, продажа которого является основным средством пополнения бюджета в Казахстане, не самая благоприятная? Что налогооблагаемая база ввиду падения доходов малого и среднего бизнеса стремится к нулю? Что на заседаниях кабмина только и говорится, что о сокращении бюджетных расходов?
Впрочем, справедливости ради надо признать, что о сокращении зарплат госслужащим высшего звена речи никогда не шло.